Ссылки для упрощенного доступа

Композитор Джимми Ван Хьюсен, и нью-Йоркская фабрика песен - «Аллея Оловянных Кастрюль»


ДС:- «Просматривай газеты в поисках интересной темы. Старайся стилистически не отставать от эпохи. Вызубри кодекс авторских прав. Избегай жаргона»… Подпись Чарльз Кей Харрис.
Вы слушаете еженедельное планетарное «Время Джаза» на частотах «Свободы», на вашем ноутбуке в прямом эфире LIVE или в подкасте с сайта svobodanews.ru. У микрофона в Латинском квартале Парижа – ваш ДС.
Чарльз Кей Харрис был одним из ранних (начало ХХ века) авторов популярных американских песен и одним из первых авторов Tin Pan Alley, нью-йоркского района, улочки, переулка, где были сосредоточены конторы издателей нот и рабочие офисы композиторов-песенников…

Sarah Vaughan - Darn That Dream – 3:50 (Sarah Vaughan - 'Round Midnight – Verve)

ДС: «Darn That Dream», «Проклинаю этот сон, который мне снится каждую ночь. Мне снится, что ты мой. Проклинаю эту мечту, этот сон, но и благословляю его, потому что это единственная возможность быть с тобою…»
Слова Эдди ДеЛанжа, музыка Джимми ван Хьюсена.
Ван Хьюсен родился 26 января 1913 года в Сиракьюс, штат Нью-Йорк.
Сара Вон – вокал и оркестр музыкантов Каунта Бейси. Билли Митчелл - тенор-саксофон, Роннел Брайт на месте Графа – рояль; Фредди Грин – гитара; Ричард Дейвис – контрабас; Сонни Пейн – ударные и, как пишет, редактор фирмы «Вёрв»: может быть, на трубе Тэд Джонс… Нью-Йорк, опять же, может быть, 58 или 59 год.
Эта тема-стандарт Джимми ван Хьюсена, без всяких «может быть», более чем часто звучала на джазовой волне «Свободы», но, если мне не изменяет память, не в исполнении Сонни Роллинса с оркестром:

Sonny Rollins - Darn That Dream – 6:48 (Sonny Rollins Old Flames – Milestone)

ДС: «Darn That Dream». Сонни Роллинс – тенор-саксофон; Клифтон Эндерсон – тромбон; Томми Фленеган – рояль; Боб Крэншо – контрабас и Джак де Джонет – ударные. Оркестр Джимми Хиса. «Milestone», 93 год.
История этой песни такова: в 39 году Джимми ван Хьюсен написал музыку для бродвейского спектакля «Swining the Dream». Спектакль был основан на шекспировской пьесе «Сон в Летнюю Ночь». Не смотря на то, что на сцене были: Луи Армстронг, секстет Бенни Гудмана и певица Мэксин Салливан, мюзикл провалился. «Swining the Dream» выдержала всего лишь 13 представлений. Но одна песня мюзикла стала гигантским хитом и стандартом. Это и была «Darn That Dream»…
Первым учителем музыки Джимми ван Хьюсена, чье настоящее имя было Эдуард Честер Бабок (друзья звали его «Чет»), была его мать. Сочинять музыку он начал еще школьником. В шестнадцать лет он начал работать на местной радиостанции ведущим, иногда пуская в эфир, точнее, исполняя «LIVE» свои собственные композиции.
Однажды его приятель актер Ральф Харрис глазел на город из окна 11-го этажа гостиницы «Сиракьюс». На доме напротив красовалась реклама воротничков марки «Ван Хьюсен». Ральф предложил другу «Ван Хьюсена» взамен «Бабока». – А имя? – спросил молодой композитор. – Моего любимого племянника зовут Джеймс – был ответ. Со временем Джеймс превратился в Джимми. Одним из первых хитов Джимми ван Хьюсена была как раз песня на слова Эдди ДеЛанжа «Darn That Dream».

Издатели сборников нот существовали и до Tin Pan Alley, но то были издатели классической музыки, опер, маршей, учебников музыки и самоучителей. Tin Pan Alley в начале двадцатого века, в 1900 году имела вполне конкретный адрес. Когда Монро Розенфельду «New York Herald» заказал статью о новых издателях популярной музыки, он отправился к небольшому островку зданий 28 улицы, находившемуся между Бродвеем и Шестым авеню. Из окон плотно друг к дружке прижатых зданий шел непрекращающийся дрожащий гул и глухой грохот дюжин и дюжин пианино, шум приглушенный газетными листами, которые плотно накрывали струны инструментов. Шум этой кипящей музыки напомнил Розенфельду свист и бульканье кастрюль большой кухни. Он и дал название этому мини-кварталу: «Аллея Оловянных Кастрюль» – «Tin Pan Alley». Шли годы и это сборище издательских контор и музыкальных классов дрейфовало как некий плот на отрезке Бродвея между 42 и 50 улицами. Как говорил поэт-песенник Ирвинг Сизэ(р) - «поближе к доллару».
По дороге на работу, в наушниках у компьютера, дома в старом, до пола проваливающемся кресле, вы слушаете «Время Джаза» на свингующих частотах «Свободы» и с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Cassandra Wilson - Polka Dots and Moonbeams – 5:43 (Cassandra Wilson - Blue Skies – JMT)

ДС- «Polka Dots and Moonbeams», «Узор в горошек и лунные лучи». Стандарт Джимми Ван Хьюсена (музыка), слова Джонни Бёрке. Кассандра Уилсон – вокал; Малгрю Миллер – рояль; Лонни Плэксико – контрабас и Терри Лайн Каррингтон – ударные. Февраль 88 года, Нью-Йорк.
Эту песню, «Polka Dots and Moonbeams», Ван Хьюсен и Бёрке написали в сороковом году. Она входит список ста самых популярных американских песен-стандартов. Впервые ее исполнил Фрэнк Синатра с оркестром Томми Дорси.

Tete Montoliu - Polka Dots and Moonbeams – 4:11 (Tete Montoliu - A Tot Jazz - Fresh Sound)

ДС: - «Polka Dots and Moonbeams» в исполнении Трио испанского пианиста Тете Монтолиу. Эрик Питер играл на контрабасе; Билли Брукс на ударных. Запись была сделана в Барселоне летом 65 года.

Будущие композиторы-песенники часто начинали в «Аллее Оловянных Кастрюль» таперами: они озвучивали для издателей нот музыкальный материал на этих самых пианино, накрытых газетными страницами. Джордж Гершвин начал карьеру в Tin Pan Alley в 14 лет именно в этой должности. Джимми ван Хьюсен, пытаясь пробить свои первые песни у оловянных издателей, работал лифтером, а затем «поющим» официантом. В 34 году ему впервые удалось пристроить в издательстве «Santly Brothers» песню «Есть в Гарлеме домик на продажу». После чего его взяли на работу этим самым тапером. Американцы называли этих пианистов – pluggers. Джимми ван Хьюсен бренчал на пианино в «Аллее Оловянных Кастрюль» четыре года. Там же, в нотном издательстве «Remick Music» он встретил кларнетиста и саксофониста, будущего банд-лидера, Джимми Дорси, который сочинил слова на музыку Ван Хьюсена для песни «It’s the Dreamer in Me». Песня стала хитом и Ремик предложил Ван Хьюсену контракт на два года: 250 долларов в неделю. Это был, наконец-то, удачный старт.
Вы слушаете «Время Джаза» на частотах «Свободы» или же с нашего интернетовского сайта svobodanews.ru. У микрофона в не по сезону весеннем Париже – ваш ДС.

Frank Sinatra - Nancy (With The Laughing Face) – 2:29 (Live & Swingin' The Ultimate Rat Pack Collection – Warner)

ДС: «Nancy (With The Laughing Face)» - «Нэнси со смеющимся лицом». В юные годы, слушая эту Нэнси в исполнении Монка, я думал, что он сочинил пьеску о своей жене. Ан нет! Во-первых, жена Монка – Нелли. Зато жена Синатры носила имя Нэнси! Нэнси Барбато!
Слова написал Фил Сильверс, а музыку все тот же Джимми Ван Хьюсен.
Концерт Фрэнка Синатры, Дина Мартина и Сэма Девиса-Младшего в чикагском ночном клубе «Вилла Венеция», декабрь 62 года. Эту компашку друзей Хэмфри Богарда и его жены Лорин Бэколл звали «Rat Pack», «Крысиной Стаей». Прозвали их так с легкой руки актрисы, как завсегдатаев неофициального клуба, коим был дом Богарда и Бэколл. В стаю входили и Нэт Кинг Коул, Эррол Флинн, Микки Руни, Кэри Грант и Джуди Гарланд... Сама Лорин Бэколл носила титул «хозяйки логова».
Кто аккомпанировал «Крысиной Стае» в Чикаго? По идее оркестром руководил ветеран джаза Матти Мальнек, но «Ol’ Blue Eyes» аккомпанировал его верный пианист Билл Миллер.
Еще одна деталь? «Крысиная Стая» не взяла в этой чикагской Венеции ни копейки: друзья играл для местной мафии… А полностью записи вышли лишь после их смерти.

Cannonball Adderley - Nancy (With the Laughing Face) – 4:04 (Cannonball ADDERLEY - Know What I Mean – RIVERSIDE)

ДС: «Nancy (With the Laughing Face) – на этот раз без слов в исполнении квинтета «Пушечного Ядра». Кэннобол Эддерли – альт-саксофон; Билл Эванс – рояль; Перси Хис – контрабас и Конни Кей – ударные. 13 марта, 61 года, студия звукозаписи «Fantasy», Бёркли, Калифорния. Трехзвездночный диск по шкале Стива Харриса. Список ста лучших Си-Ди все еще доступен. Достаточно лишь написать вашему ДС.

John Coltrane Quartet - Nancy (With the Laughing Face) – 3:09 (John Coltrane - Ballads – IMPULSE)

ДС: ««Нэнси со смеющимся лицом»» - третья версия «Нэнси», версия прозрачной, но густой меланхолии. Джон Колтрейн, тенор-саксофон и лидер. МаКой Тайнер играл на фортепьяно; Джимми Гаррисон – на контрабасе и Элвин Джонс на ударных. 21 декабря 61 года. Скот Яноу дал этой пластинке - «Баллады» - три звездочки из пяти. Я бы дал шесть. Яноу считал, что Джон в данном случае играл слишком сдержанно. Комитет «Грэмми» ему судьей!

Союз Джимми Ван Хьюсена с такими поэтами-песенниками, как Джонни Бёрке, Сэмми Кан, Эдди ДеЛанж, Джонни Мерсер, Бадди Кей или Дейвид Кэпп был возможен только потому, что популярные песни «Аллеи Оловянных Кастрюль» стали общенациональной американской музыкой. Эти мальчики и девочки первого или второго поколения иммигрантов, почти все имевшие в запасе кроме немецкого, русского, польского или же венгерского языка, идиш, смогли снабдить свингующую Америку тем здоровым сентиментализмом эпохи, что позволял смеяться, грустить, тосковать и мечтать в самой прямой синергИи с грустью, печалью, смехом и мечтой блюза.
Технически же это стало возможным только потому, что в восьмидесятых годах 19 века музыкальная промышленность США освоила выпуск дешевых доступных пианино. Лозунг эпохи «Пианино в каждый дом» и открыл гигантский рынок для популярных песен. Песни эти не рождались сами по себе, их заказывали, их, буквально, «делали». Отсюда и Tin Pan Alley, и работа для молодых иммигрантов и их детей.
Еще одна маленькая деталь: с середины 19 века в прессе были в моде остроумные не очень высокого уровня стишки, за которыми закрепилось французское название «Vers de Societe» - некая страсть рифмовать и желательно, как можно смешнее.
Для Tin Pan Alley эти стишки были аэродромом. Пилоты «Аллеи Оловянных Кастрюль» летали в стратосфере…
Финишная прямая вашего любимого, n’est pas, «Времени Джаза». Сквозь треск и писк эфира или чисто и громко с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Париже ваш ДС.

Aretha Franklin - Only The Lonely – 4:54 (Aretha Franklin - The Queen In Waiting - The Columbia Years)

ДС: «Only The Lonely» - вы привыкли к тому, что Артета поет госпелс и спиричуэлс! Но это она – Арета Франклин и оркестр Белфорда Хендрикса; июль 64 года, Нью-Йорк. Слова на музыку Ван Хьюсена написал Сэмми Кан. Но ветераны свинга и би-бопа прекрасно знают, КАК рыдали их подруги в шестидесятых и семидесятых, слушая иную версию – Синатры, конечно. Но он уже работал сегодня кудесником во «Времени Джаза». Вот еще одна, редкая по нашим временам, певица:

Shirley Horn - Only the Lonely – 3:05 (Shirley Horn Shirley Ultimate - Hemisphere Production)

ДС: «Only the Lonely», «Один одинешенек» Ван Хьюсена и Кана. «Совсем одна», наверное, в случае певицы.
Ширли Хорн – вокалистка и пианистка, певшая у Майлза Дейвиса, Диззи Гиллеспи, Тутса Тилеманса, Рона Картера, с Кармен МакРей, Уинтоном Марсалисом и многими другими джазменами. Хорн пыталась стать классической пианисткой, но даже учитывая то, что на дворе были сороковые годы, ей это не удалось. Ширли Хорн аккомпанировал оркестр Джерома Ричардсона. 62 год.
Третьего варианта не будет. Занавес «Времени Джаза» упадет под еще один хит Джимми Ван Хьюсена: «The Tender Trap» - «Нежная Ловушка». Исполнит эту соблазнительную ловушку Трио Оскара Питерсона с Реем Брауном на контрабасе и Эди Сигпеном – на ударных, Париж, май 59 года.
Подкаст этого «Времени Джаза» ждет вас на хорошо вам известном сайте svobodanews.ru. Я же прощаюсь с вами до следующей недели. Всех благ! Чао! Бай-бай!

The Oscar Peterson Trio - The Tender Trap – 2:45 - (Oscar Peterson - A Jazz Portrait of Frank Sinatra –VERVE)

Проголосуйте за программу "Время джаза" на конкурсе "Блог Рунета" в номинации "Лучший подкаст"

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG