Ссылки для упрощенного доступа

Финансовый аналитик Андрей Сотник – о разведчике Юрии Лужкове


Экс-мэр Москвы Юрий Лужков – на корте
Экс-мэр Москвы Юрий Лужков – на корте
Останется ли экс-мэр Москвы Юрий Лужков в России или поищет себе другую страну для проживания? Какой опыт он извлечет из попытки получить вид на жительство в Латвии? И полезен ли этот опыт для понимания надежд и чаяний российской элиты в целом?

Как известно, некоторое время назад экс-мэр Москвы попросил Латвию предоставить ему вид на жительство. Российская пресса по этому поводу поупражнялась в остротах. Рига, на первый взгляд, Лужкову вроде бы отказала. Хотя не исключено, что точка в этой истории еще не поставлена. Повисла пауза.

И вот в момент этой паузы, как мне кажется, очень любопытно было бы разобраться, какие экономические нити связывают экс-мэра с Латвией. И насколько его "связи с заграницей" типичны для высокого российского чиновника?

Итак, напомню, что свою просьбу Лужков обосновал тем, что он вложил 200 000 латов (около 11,4 млн рублей) в субординированный капитал Rietumu banka, а также тем, что у него есть недвижимость в Латвии.

Сначала о субординированном капитале Rietumu banka.

Что это за банк? Крупный и весьма авторитетный. Вложения в субординированный капитал банка, говоря предельно просто, те же депозиты и иные кредиты. Их отличие в том, что они выданы без обеспечения, по фиксированной многолетней ставке, на срок не менее 5 лет, без права их досрочного отзыва. Из-за повышенного риска и стоимость таких кредитов выше. В разных странах требования разные, но одно правило едино для всех: сторонами в договоре субординированного кредита являются, в большинстве случаев, юридические лица. А это значит, что участие в таком кредите Юрия Михайловича Лужкова как физического лица маловероятно. А уж через какие офшоры он мог бы свое участие камуфлировать – для этого проверяющей стороне требуется умение проводить полноценные международные финансовые расследования.

Мировая практика такова, что в большинстве случаев лица, предоставившие такой кредит банку, рассчитывают на его конвертацию (часто досрочную) в акции. Эти кредиты, как правило, и выдаются в расчете на ту или иную долю акций. Успел ли Лужков конвертировать кредит в акции? Судя по всему, пока нет. А в будущем? Мировая практика показывает, что для таких операций чаще всего выбирают того, с кем налажен совместный бизнес. В таком случае шанс стать совладельцем банка у Лужкова более чем реальный.

Согласно местным регистрационным сведениям, крупнейшие пакеты акций Rietumu у его основателей – Леонида Эстеркина и Аркадия Сухаренко, а также компании Boswell International Consulting Ltd (мальтийский офшор, который принадлежит ирландскому финансисту и миллиардеру Дермоту Десмонду).

Есть ли среди владельцев Rietumu те, с кем у мэра Лужкова давно и успешно налажен совместный бизнес в Москве? Есть.

Такого человека зовут Дермот Десмонд (Dermot Desmond), он основал самый крупный "брокерский дом" в Ирландии - NCB Stockbrockers, который потом успешно продал. Сегодня владеет акциями самых разных бизнесов, наиболее известный из которых - футбольный клуб "Селтик". Он также владеет аэропортом London City (самый небольшой из пяти существующих), Bank of Ireland и другими активами. Имеет конфиденциальный бизнес в Москве. А именно - с московским Derzhava Bank , клиенты которого получают кредиты под поручительство Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. А в Bank of Ireland оставили свой след средства департамента продовольственных ресурсов правительства Москвы. И это не все – специалисты говорят о десятке направлений подобного бизнеса.

Вывод? Латвийские активы экс-мэра вполне могли бы быть связаны с использованием рублевых средств многих фондов московского правительства через ряд офшоров.

Чтобы понять, как ведут бизнес высокопоставленные российские чиновники, важно разобраться и с информацией о том, что у Лужкова якобы есть недвижимость в Латвии. СМИ сообщали, что, проверив указанное бывшим столичным мэром место жительства в Латвии, власти обнаружили, что оно находится в Юрмале в здании склада.

Думаю, что этот вывод местных властей был слишком поспешным. Возможно, если бы они занялись более пристальным изучением недвижимости, например, в юрмальском комплексе Lielupes Mariеnbade или других, ему подобных, то обнаружили бы что-то интересное для себя. Зарубежные адвокаты богатых россиян любят оформлять их недвижимость по сложным схемам. И чтобы в них разобраться, власти Латвии опять- таки должны были провести серьезные финансовые расследования с изучением многих офшоров, связанных через десятки фирм (расположенных, к примеру, на Prinz-Eugen-Strasse в Вене), с фондами, которые были подконтрольны московскому правительству. Но они и этого не сделали.

И вот теперь я бы перешел к выводам.

Первое. Российские официальные декларации о доходах чиновников ничуть не помогают борьбе с коррупцией. Каким образом в такой декларации будут отражены зарубежные активы наиболее видных отечественных государственников, оформленные на третьих лиц да еще если эти третьи лица спрятаны в офшорах?

Второе. Случай с Лужковым наглядно продемонстрировал реальную стоимость патриотических убеждений российских политиков. Под крики твердых государственников об интересах России деньги в твердой же валюте легко пересекают границы. Чем мощнее крики, тем больше таких денег!

Третье. Чтобы эффективно реформировать московскую власть, надо уметь собрать правдивую информацию о том, как и в чью пользу работали деньги, имевшие "московское происхождение". Например, тех же фондов правительства Москвы – фонда содействия кредитованию малого бизнеса, ряда зарубежных финансовых залоговых фондов, фонда кредитования и развития агропромышленных программ и др., а также ряда внебюджетных фондов - общим числом до сотни! Очень любопытно было бы проследить, как рубли московских налогоплательщиков используются в зарубежных трастах. Пока новые московские власти не пресекут все каналы "утечки" бюджетных денег, их реформаторская деятельность с экономической точки зрения будет бессмысленна. Во всяком случае, для жителей мегаполиса. И никакие перестановки стульев тут не спасут.

И наконец последнее, над чем я бы предложил задуматься – зачем вообще была нужна Юрию Лужкову эта заявка в латвийское посольство?

Рискну высказать свою версию. Предполагаю, что Юрий Лужков поступил чрезвычайно мудро и провел разведку боем, которая обошлась ему в смешную сумму 200 тысяч латов, или чуть больше десятка миллионов рублей.

За очень короткое время личные конфиденциальные сведения Лужкова из бумаг, поданных в посольство, попали сначала в латвийские СМИ, а затем, через них, и в Россию. Этот промах посольства дал пищу для публичного обсуждения, и это очень пригодится Лужкову, когда он обратится за видом на жительство к властям Австрии или, например, Великобритании.

Теперь он может быть уверен, что австрийское или британское посольство не повторят ошибок латвийского и не выпустят информацию о нем в прессу. А значит, серьезные схемы раскрыты не будут. Можно спать спокойно.

Он к тому же с помощью своих зарубежных адвокатов легко использует процедурные нарушения, которые допустили латвийские власти при рассмотрении его заявки, в судебных процессах.

А в результате экс-мэр Москвы через какое-то время без лишнего шума получит вид на жительство в какой-нибудь стране, в которую и отбудет со всеми своими капиталами, преумноженными в офшорах. Ну в самом деле, неужели кто-то всерьез поверил, что Юрий Лужков намерен доживать свои годы в скромной Латвии?
XS
SM
MD
LG