Ссылки для упрощенного доступа

Александр Родченко как "фотоглаз" сталинской эпохи


Фотопортрет Лили Брик - работа Александра Родченко
Фотопортрет Лили Брик - работа Александра Родченко
В галерее Art Sensus в Лондоне открылась выставка фоторабот одного из создателей стиля советского конструктивизма Александра Родченко и его современников.

Экспозиция под названием "Родченко и его окружение" представляет около тысячи работ из частных коллекций, в том числе никогда ранее не выставлявшихся. Это около двухсот фоторабот самого Родченко, а также работы Наума Грановского, Макса Альперта, Семеня Фридлянда, Евгения Халдея. Часть выставки – галерея фотопортретов деятелей советского искусства 1920-х-30-х годов – Владимира Маяковского, Лили Брик, художницы Варвары Степановой (супруги Александра Родченко), режиссера Виталия Жемчужного. Куратор выставки "Родченко и его окружение" Джин Милнер рассказывает:

– Экспонаты нашей выставки принадлежат организации под названием "Tosca Photography Fund". Это дочерняя фирма финансового фонда Tosca. Ее возглавляет Зельда Читл. Все экспонаты выставлены на продажу. Ей удалось собрать огромную коллекцию фотографий на самые разные темы, причем не только российских, но и американских, французских и из других стран. Русская часть коллекции фонда составляет примерно четверть всего. Так как коллекция принадлежит коммерческой организации, то понятно, что она продается. Цены на экспонируемые фотографии колеблются от трех тысяч до тридцати тысяч фунтов. Среди наших экспонатов много материалов из ВХУТЕМАСа – это примерно пятьсот фотографий, принадлежавших раннее его архитектурному факультету, в частности мастерской архитектора Николая Ладовского. Среди них замечательные фотографии студенческих работ и захватывающие архитектурные макеты, сделанные в начале 20-х годов и никогда не реализованные. Так что выставка – это еще и уникальная возможность познакомиться со всем этим малоизвестным материалом из ВХУТЕМАСа, о котором очень мало писали на Западе, и удостовериться, насколько изобретательны и креативны были его архитектурные идеи. Родченко в то время работал во ВХУТЕМАСе. Как фотограф он был в то время по сути дела любителем – ведь он пришел в фотографию будучи художником. Другие участники выставки были профессиональными фотографами. Родченко в то время пробовал себя в самых разных сферах: мастерил мебель, преподавал, оформлял музейные интерьеры, фотографировал, занимался графическим дизайном и дизайном тканей. Другие фотографы, на чьем фоне мы выставили его работы, были просто блестящими мастерами своего дела. Это создает своего рода конкуренцию между художником, использующим фотокамеру в качестве "социального фотоглаза" и документалистикой профессиональных фотографов. Их очень интересно сравнивать. И еще один интересный аспект выставки: она как бы разделяет советскую эпоху до смерти Ленина, когда Луначарский еще поддерживал разнообразие творческих стилей, и эпохой Сталина. Уверен, что Родченко не был сталинистом, однако фотография стала для Сталина мощным инструментом пропаганды, и Родченко превратился в фоторепортера, рассказывающего о великих стройках социализма, – вроде "Беломоро-Балтийского канала", – сказал Джин Милнер.

Александра Родченко считают основоположником советского дизайна и рекламы – важного элемента сталинской монументальной пропаганды. Родченко занимался живописью, скульптурой, сценографией, бытовым и промышленным дизайном, теорией искусства, пространственными конструкциями, а в 1930-е годы перешел к выполнению пропагандистских государственных задач, Оформлял журналы "СССР на стройке", фотографировал артистов цирка, сделал обширные фоторепортажи из поездки по строившемуся руками заключенных "Беломоро-Балтийскому каналу" и с популярных, в ту пору, массовых парадов и шествий физкультурников. О мастерстве Александра Родченко и эстетике советской пропаганды "большого стиля" Радио Свобода рассказывает исследователь из Принстонского университета Дарья Солодкая:

– В сталинское время массовые праздники и, в частности, спортивные праздники были частью государственной программы. Как ни парадоксально это звучит, спортивные праздники в первую очередь были праздниками идеологического характера, а не спортивного. Если мы вспомним, скажем, парад физкультурников, то спорт здесь был вторичен. В первую очередь, главную роль здесь играла идеология нового человека, советского человека. Что мы наблюдаем в фотографиях Родченко? Конкретный пример: фотография 1936 года, "Значок ГТО". Видим динамику в статике: девушка улыбается, бежит. ГТО – это "готов к труду и обороне". То есть здесь, опять же, спорт вторичен. А на первом плане –советский рабочий человек, – политика, которая отличала советский спорт от спорта европейского, поскольку создание олимпийских игр шло под эгидой мира. Когда Кубертен говорил о спорте мира, он имел в виду именно мир, как отсутствие войны, в то время как советская политика была направлена на то, чтобы спорт был воспитанием поколения, которое умеет не только хорошо работать, но и защищать свою родину. На фотографиях Родченко, кстати, есть прекрасный пример тому: это колонна "Зенит", где изображен танк и девушка-танкистка.


– Есть еще одна особенность и в творчестве Родченко, и в организации этих массовых торжественных парадов: это различия между спортом и физкультурой. Спорт – это то, что смотрят, большинство участников – это зрители. С помощью Родченко сталинская культура и пропаганда пыталась превратить большинство населения страны в физкультурников, сегодняшних рабочих в завтрашних солдат. Это идея массового участия.

– Если мы имеем дело с парадами, большинство – это, конечно, участники, а зрители – это государственная верхушка. А вот в спортивной игре участвуют несколько человек, а зрителей – тысячи. И еще одно различие между физкультурой и спортом, важное в сталинское время: физкультура включала в себя и спорт. Кроме спорта, туда входили еще и гигиена, и режим дня, что являлось чем-то вроде самодисциплины. Если мы сравниваем спортивную игру и парады, то дисциплина является очень важным элементом парада, поскольку спортивная игра отличается непредсказуемостью. И это было то, что государству не нравилось. Но, если говорить о футболе, который в сталинское время был самой популярной спортивной игрой, то государству нужно было закрывать глаза на элемент непредсказуемости и импровизации просто потому, что футбол был так популярен, что запретить его было нельзя. В то время как на параде все было регламентировано, был сценарий. Это было то, что в рамках официальной программы спорта устраивало государство и, в частности, Сталина.

– Вот эти пышущие здоровьем молодые тела, улыбки, счастливые лица – это мастерство фотографии или это искрение чувства людей, которые участвовали в этих парадах?

– Наверное, и то, и другое. Создается впечатление, что люди того времени действительно верили в то, что они делают и наслаждались парадом, прекрасным летним днем, поскольку парады всегда проводились летом. Они действительно верили в то, что строят прекрасное будущее своими сильными руками.

– Если проводить какой-то ассоциативный ряд, то первое имя, которое приходит в голову – немецкий кинорежиссер Лени Риффеншталь и ее знаменитые фильмы "Олимпия", посвященные олимпийским играм 1936 года в Берлине, в нацистской Германии. Те же молодые тела, здоровье, улыбки и полная уверенность в счастливом будущем.

– Параллель поражает, а, с другой стороны, она логична. И советское общество того времени и Германия были обществами тоталитарными. Хотя, если говорить, в частности, о спорте, тело советского человека было асексуально, в то время как немцы гордились именно пышущим здоровьем и сексуальностью тела. Опять же на фотографиях Родченко красивые мужчины, красивые женщины, но они одинаковы. То есть политика сексуальности в Советском Союзе, конечно, не проводилась.

– Не совсем так. Мне кажется, что эти девушки вполне привлекательны.

– Это на наш, современный взгляд. В то время как их привлекательность несколько заретуширована. Обыкновенные шорты, маечки. Упор делается не на красоту тела, а, скорее, на то, что это тело является рабочим инструментом.

– Когда вы работали с этим материалом, исследовали, в частности, фотоработы Родченко и другие материалы, связанные с проведением массовых мероприятий, со сталинской культурой и пропагандой, что для вас было самым важным? Какой вывод сделали?

– Если говорить о фотографиях Родченко, меня поразило его мастерство. Очень интересные ракурсы. Такое впечатление, что он ищет точку, которая бы эффективно отражала стремление того времени и обозначила перелом в истории страны. Хорошим примером является фотография с парада 1935 или 1936 года, когда он снимает снизу мужчину и женщину: мужчина в белых спортивных трусах, женщина – в спортивном костюме. Съемка снизу возвеличивает советского человека, строителя коммунизма. А пирамида "Динамо" – из девушек, где они как бы застыли, но видно движение, видна жизнь в них. И обращает внимание умение фотографа поймать такой момент, уловить на лицах людей необыкновенное выражение ожидания прекрасного.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG