Ссылки для упрощенного доступа

Публицисты Виктор Суворов и Андрей Остальский – о высылке журналиста "The Gardian"


"The Guardian" вряд ли скоро забудет о высылке своего корреспондента из Москвыоставит
"The Guardian" вряд ли скоро забудет о высылке своего корреспондента из Москвыоставит
Люк Хардинг, собственный корреспондент в России британской "The Guardian", безмятежно возвращался в Москву. "Его там ждали жена и дочь, - сказал мне его коллега по английской редакции, - у него не было никаких дурных предчувствий". В московском аэропорту у Хардинга проверили паспорт и сообщили, что "Россия для него закрыта". Он был отправлен назад в Лондон первым же самолетом.

На ленте "Интерфакса" утром 8 февраля появилось сообщение РИА "Новости" со ссылкой на источник в одной из российских силовых структур, что "Хардинг попал в список лиц, чей въезд в Российскую Федерацию нежелателен", однако через несколько минут это сообщение было аннулировано. Российский МИД не дает никаких пояснений.

"The Guardian" отмечает, что Хардинг стал первым британским журналистом, выдворенным из России со времен окончания "холодной войны". Его коллеги пытаются объяснять случившееся тем, что именно Хардинг готовил для "The Guardian" подборку из WikiLeaks, связанную с Россией. В частности, газета вспоминает декабрьскую статью Хардинга, где он рассказывает об американских депешах с предположениями, что Владимир Путин, скорее всего, знал о предстоящем убийстве Александра Литвиненко.

Возможно ли, что Хардинг действительно пробил некий порог чувствительности у российского премьера? Вот как ответил на этот вопрос писатель Виктор Суворов:

- Все может быть. Я проанализировал любые другие причины, по которым его бы могли не пустить больше в Россию. Допустим, он проник в какие-то военные тайны России. Но не мог он в них проникнуть, потому что их просто нет! Вот собрались молодые люди на Селигере, и российская армия выставила боевую технику, которая состоит на ее вооружении, в том числе боевую разведывательно-дозорную машину, принятая на вооружение в 1962 году. А главное ее оружие – пулемет Владимирова, принятый на вооружение в 1943 году. Вся боевая техника осталась от Советского Союза. Может быть, какие-то дипломатические тайны? Нет, все сводится к тому, что он пересказывал материалы WikiLeaks.

Но я не совсем согласен с тем, что это первый случай после окончания "холодной войны". "Холодная война" продолжается, и один из ее симптомов – убийство Саши Литвиненко. Это отравление супругов Калашниковых радиоактивными веществами - тоже очень страшная история.

- Может быть, это сигнал английским журналистам: "Будьте сдержаннее, господа, пишите о нас корректнее"?

- Я думаю, да, это намек. И я думаю, что этот намек будет понят. Сам я нахожусь в той же самой ситуации. Приближается 70-ая годовщина германского вторжения в Советский Союз 22 июня 1941 года. Поэтому российское государство заблокировало мой сайт. Он назывался "Суворов.com". Он передан какому-то третьему лицу. Я публиковал о войне то, что им не понравилось.

Британский журналист и писатель Андрей Остальский знает Люка Хардинга лично. Усматривает ли он в его личности или в его текстах то, что могло бы представлять опасность для российского правительства?

- Люк - классный профессионал. Несмотря на молодость, пользуется весьма высоким авторитетом в британском обществе, его имя на слуху. Я говорил с его коллегами, в том числе и с одним бывшим сотрудником "The Guardian". По его мнению, совершенно исключено, что Хардинг мог быть, скажем, разведчиком, что он работал, как в России называют, под "крышей". Поскольку "The Guardian" очень левая, в значительной степени настроена против истеблишмента, и ни у кого не хватит воображения представить, чтобы она связалась со спецслужбами. Так что этот мотив, видимо, отпадает. Хотя мой знакомый сомневается, что Россия открыто скажет, что "мы его выслали просто за то, что нам не нравится то, что он пересказывает WikiLeaks, где про наших руководителей говорятся нехорошие вещи". Здесь все предполагают, что это и есть истинная причина. Я просмотрел всю сегодняшнюю британскую прессу. Для нее это новость номер один. А "The Guardian" - это такая сила, которой побаивается правительство Великобритании. Поэтому Уильям Хейг, министр иностранных дел, поспешил сразу лично позвонить Лаврову. Он пытался выяснить, что же произошло, но Лавров объяснить ничего не смог. И конечно, газета "The Guardian" этого так не оставит, и высылка Люка еще долго будет аукаться России. Уже есть заявление главного редактора "The Guardian" Алана Расбриджера, который сказал: "То, как в России обращаются с журналистами, и своими собственными, и с иностранными, вызывает самое глубокое беспокойство". Есть заявление Джона Кампфнера, - это законодатель общественного мнения в журналистском корпусе Великобритании, главный редактор "Индекса цензуры", международного, всемирно известного издания. Он сказал, что это мелкая месть со стороны российских лидеров, со стороны Кремля, и это убедительно показывает, какая катастрофа происходит в России со свободой слова.

- Но в таком случае половину корпуса иностранных журналистов можно будет высылать из России. Потому что достаточно резкие статьи, в частности о российских лидерах, появляются не только в "The Guardian"

- Да. Один мой знакомый тоже высказал такое предположение: может быть, это не только мелкая месть, но надо и напугать иностранных журналистов, такую "кузькину мать" им показать, чтобы они боялись писать то, что им вздумается. Чтобы подвергали себя самоцензуре. Сам Люк Хардинг сказал: "Да, у меня неприятности по этому поводу, но невозможно себя цензурировать – это смерть журналистики". И не пойдут английские журналисты на то, чтобы уничтожить свое профессиональное реноме, считают в "The Guardian". Россия добьется результата ровно обратного. Можно, конечно, говорить, что "холодная война" продолжается – это интересный теоретический спор. Но все-таки большинство политиков и аналитиков признают, что "холодная война" шла пока был СССР. И вот – впервые после ее окончания высылка известного журналиста одной из крупнейших мировых газет. Это принципиально новый шаг. Один из моих английских собеседников сказал, что это воспринимается как сильный удар по имиджу лично Медведева, потому что он должен был сам санкционировать эту высылку. До сих пор у британских журналистов существовали предположения, что он может проводить независимую политику, что он либерал. Эти предположения теперь, наверное, исчезнут.

-Но еще большим ударом для Медведева может оказаться то, что он понятия не имел о том, что Хардинг будет выслан

- Я тоже предположил это в своих беседах. Здесь в это никто не верит. Все считают, что без Медведева это было невозможно. Но если вы правы, и действительно без него это случилось, ну, тогда все еще хуже.
XS
SM
MD
LG