Ссылки для упрощенного доступа

Война с "Гардиан". Москва идет на попятную


Россия, похоже, ошибочно сочла роль английской прессы схожей с российской
Россия, похоже, ошибочно сочла роль английской прессы схожей с российской
Публикации о высылке корреспондента британской газеты "Гардиан" из России уже три дня не сходят со страниц международной прессы. Как считают наблюдатели, мощной кампании в прессе удалось заставить российские власти отменить свое решение, вызвавшее резкую критику во многих европейских странах и США.

Готовность российских властей выдать новую визу московскому корреспондетну "Гардиан" Люку Хардингу, если он урегулирует свои проблемы с аккредитацией, британские политические аналитики связывают с двумя факторами: мощной реакцией международной прессы на высылку британского журналиста, изрядно подпортившую репутацию России за рубежом. И второй фактор - предстоящие официальные визиты: в Лондон министра иностранных дел Сергея Лаврова, намеченный на 14 февраля, и назначенный на 2011-й визит в Москву британского премьер-министра Дэвида Кэмерона. Это первый визит британского премьера в Россию с 2006 года.

Предполагается, что оба визита должны способствовать улучшению российско-британских отношений, находящихся на довольно низком уровне со времени убийства в Лондоне в 2006 году Александра Литвиненко. Тем не менее, скандал с высылкой Хардинга не утихает. Главный редактор "Гардиан" Алан Расбриджер настаивает, что в России возобновилаась советская практика контроля над иностранной прессой. Эта политика российских властей, говорит он, демонстрирует серьезные проблемы со свободой прессы в России. Сам Люк Хардинг в интервью РС резко критикует официальную российскую версию причин его высылки.

- Не думаю, что даже сам Сергей Лавров верит, что меня выслали из России из-за нарушений правил аккредитации до того, как я покинул Москву два месяца назад. Всё это полная чушь. Подлинная причина высылки непосредственно связана с моей профессиональной деятельностью корреспондента в Москве. Она не имеет никакого отношения к тому, что я не получил выписанную мне пресс-карту или нарушил какие-то правила передвижения по России. В этом мне видится возрождение советского стиля неправового администрирования. Российскому посольству в Лондоне не нравилось то, что и как я пишу о России, и там несколько раз давали мне это понять. Думаю, что последней каплей стали отредактированные мной материалы, касавшиеся России, полученные от WikiLeaks и опубликованные моей газетой в ноябре прошлого года. В основном это были секретные письма сотрудников американского госдепа, в которых отмечался огромный масштаб коррупции в России, превратившейся, на их взгляд, в мафиозное государство. Об этом говорилось во многих опубликованных нами секретных телеграммах. В них широко освещалась власть российской плутократии. Видимо, это переполнило чашу терпения российских властей. С другой стороны, любой журналист, в чьем распоряжении оказалась бы эта информация, обладает полным правом ее публикации или публикации собственных статей на сходную тему.

- Российская власть предлагает вам урегулировать свои проблемы с аккредитациий, после чего вам предлагается новая виза. Собираетесь ли вы вернуться в Москву?

- Я должен обсудить это со своим главным редактором. Пока мы еще ничего не решили на этот счет. То, что случилось в прошлый уик-энд в Москве, было беспрецедентным опытом, однако я не назвал бы его уникальным. И в прошлом, во время моего четырехлетнего пребывания в Москве мне создавали серьезные препятствия. И, как мне не раз давали понять, российские власти крайне неодобрительно относились к тому, что я писал.

Возможно, что свою роль в изменении отношения российского руководства к делу Хардинга, сыграла и жесткая позиция британских парламентариев во ходе обсуждения высылки из России британского журналиста. В парламенте раздавались голоса, призывающие премьер-министра отменить визит Лаврова в Лондон и дать понять российским властям, что потепление российско-британских отношений невозможно, когда из Москвы высылаются британские журналисты.
XS
SM
MD
LG