Ссылки для упрощенного доступа

Тоталитаризм как объект изучения


Страница сайта фестиваля "Мене текел"
Страница сайта фестиваля "Мене текел"
В Праге проходит международный фестиваль "Мене текел", в этом году посвященный теме "Рефлексия тоталитаризма в искусстве и образовании".

В программе фестиваля – выставки, концерты, показы документальных фильмов, конференция, на которой ученые из стран Центральной Европы обсудят влияние тоталитарной системы на культуру и систему образования. На фестивале будет представлена и историческая реконструкция одного из состоявшихся в Чехословакии в 50-е годы политических процессов в постановке студентов юридических факультетов. Организатор фестиваля "Мене Текел" Даниэла Рержихова разъясняет:

– "Мене текел" – фраза из Ветхого Завета, из книги пророка Даниила. В светском смысле – условное предзнаменование смерти важной персоны. Для нас смысл этого заклинания в том, что за все злое человеку воздастся старицей, а потому мы хотим напоминать что происходило во второй половине XX века. Каждый год выбирается тема из прошлого, которая, на наш взгляд, влияет на общество в настоящем. В этом году наша тема – "Рефлексия тоталитаризма в искусстве и образовании". Мы приглашаем принять участие в фестивале школьников и студентов, историков и очевидцев – как из Чехии, так и из других посттоталитарных стран. В 2010 году о жизни при прошлом режиме рассказывали словенцы, хорваты, литовцы. В этом году – венгры и поляки. Они привезли в Прагу документальные фильмы о жизни за "железным занавесом". Будут показаны, например, уникальные любительские съемки, сделанные во время событий 1956 года. Мы рады, что в этом году к нам присоединились музыканты из пражского клуба "Вагон", которые проведут серию концертов "Рок против коммунизма". Кроме этого, открылась выставка, на которой фотографы и художники из разных стран представили работы на тему "тоталитарная система". Их не ограничивали в средствах выражения, каждый раскрыл эту тему по-своему. Мы не хотим сосредотачиваться исключительно на прошлом. Например, на проходящей в рамках фестиваля конференции будет попытка по-новому оценить и период развития после 1989 года. Тоталитаризм не обязательно имеет политическую окраску, для нового поколения он кроется в материальном мире – в деньгах, власти, рекламе. Фестиваль "Мене текел" проводится в пятый раз, но я верю, что в будущем мы сможем развить эту тему.

Одной из главных тем фестиваля является тоталитаризм в искусстве. Возможно ли вообще изобразить тоталитаризм? На этот вопрос отвечает чешский художник Иржи Созанский, автор нескольких художественных циклов, посвященных теме жизни человека в тоталитарном обществе:

– Передать тоталитаризм изобразительными средствами мне кажется сложным без приобретения личного опыта. В 50-е годы я был еще ребенком. После событий 1968 года в Чехословакии возникла постсталинская система, которая была по своему характеру тоталитарной. Если бы я не жил при этой системе, мне бы не удалось рассматривать это явление в общественном контексте. У меня была особая возможность с близкого расстояния наблюдать за этим механизмом. Социально и творчески я находился на границе разрешенного и запрещенного. Несколько раз я сталкивался с действиями органов государственной безопасности, что и позволило мне без труда расшифровать тему тоталитаризма. Во время работы над несколькими посвященными тоталитарной системе художественными циклами я решил передать свой опыт можно сказать банальным способом. Работал с атрибутами, связанными с физической ликвидацией человека. В Чехии самым громким политическим процессом 50-х годов был суд над политическим и общественным деятелем Миладой Гораковой, которую обвинили в буржуазном национализме и подготовке антигосударственного заговора. По делу проходили несколько человек, некоторые, в том числе сама Горакова, были приговорены к смертной казни. Я подумал: последнее, что видели участники этого политического процесса, были палачи, которые проводили приговор в исполнение, а также сам инструмент казни – виселицу. Милада Горакова была повешена, поэтому на скульптурах и картинах, которые я посвятил судебному процессу над ней, изображена виселица. Но изобразить виселицу мало: я был уверен, что элементы скульптуры должны покоиться на внушительном постаменте, форму которого я позаимствовал у мавзолея. Так постамент стал формой тоталитарной милитаристской архитектуры. Фигуры на постаменте даже становятся менее важным элементом, чем сам постамент.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска "Времени Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG