Ссылки для упрощенного доступа

Искусство потребовало жертв


"Суды над художниками - насилие над правосудием!". Акция группы "Бойня" у Таганского суда в Москве
"Суды над художниками - насилие над правосудием!". Акция группы "Бойня" у Таганского суда в Москве
К судебным преследованиям художников, представляющих концептуальное протестное уличное искусство, добавились меры физического воздействия. 3 марта после пресс-конференции активисты арт-группы "Война" были избиты неизвестными.

С криками "Мы из угрозыска!" несколько человек набросились с кулаками на Леонида Николаева, Олега Воротникова и его жену Наталью Сокол, в результате они получили травмы. Об этом сообщил адвокат активистов "Войны" Дмитрий Динзе.

В Санкт-Петербурге продолжается судебный процесс над Леонидом Николаевым и Олегом Воротниковым, которых обвиняют в хулиганстве. Одна из последних акций группы - "Дворцовый переворот". Ее участники перевернули несколько милицейских машин. По мнению экспертов, нынешняя российская власть не в силах смириться с тем, что против нее выступают еще и в художественной форме.

3 марта Леонид Николаев и Олег Воротников, задержанные в ноябре прошлого года за участие в акции "Дворцовый переворот" и отпущенные под залог в конце февраля, рассказали журналистам о своих приключениях. Но рассказ получился не о себе, а о тюремных порядках.

"Наиболее частым нарушением является неудовлетворение заявлений, жалоб, обращений, просьб, - рассказал Олег Воротников. - Чаще всего жалобы не доходят до адресата. У меня такое обращение к правозащитникам: "Лебедевка" не самая страшная тюрьма, но если вы действительно хотите сделать себе имя, то ваши нобелевские премии мира находятся на "Лебедевке". Второй пункт – в любой тюремной "хате", какую ни возьми, нет положенных на одного зека четырех квадратных метров".

Члены арт-группы "Война" заверили всех присутствовавших, что тюрьма их не сломила и стала огромным плюсом в их биографии.

"Обратиться в первую очередь хотелось бы к обычным гражданам, - заявил Леонид Николаев, - которые должны понять: сверху никаких послаблений не придет. Если мы хотим жить лучше, свободнее, нужно давить на власть, раскачивать этот режим. Это единственный путь".

Адвокаты Леонида Николаева и Олега Воротникова подтвердили, что во время следствия, ареста и заключения в отношении его подзащитных были допущены множественные нарушения. Все они, тщательно собранные, составили основу жалобы в Европейский суд по правам человека.

Среди знаменитых перформансов арт-группы "Война" - захват отделения милиции в поселке Болшево, который организаторы назвали "Унижение мента в его доме", акции "Мент в поповской рясе", "Штурм Белого дома", ставший знаменитым нарисованный фаллос на Литейном мосту напротив здания ФСБ в Санкт-Петербурге, "Дворцовый переворот" и многие другие.

Тем временем автора так называемых "монстраций" из Новосибирска Артема Лоскутова обвиняют в оскорблении милиционеров - он разместил в своем блоге карикатуру на представителя власти. Артем Лоскутов - член арт-группы "Бабушка после похорон" и организатор многочисленных уличных "монстраций" с абсурдными лозунгами. В разные годы Артем и его товарищи выходили на улицы города с транспарантами "Дядя Федор был толерантен!", "Вера, не пей!", "Здесь вам не тут!", "Носи усы!", "Крокодил, крокодилю и буду крокодилить". Почти год назад Артема признали виновным в хранении 11 граммов марихуаны и приговорили к штрафу в 20 тысяч рублей. Он утверждал, что наркотики ему подбросили сотрудники милиции. И вот - новые неприятности: сейчас Артема, нарисовавшего карикатуру на милиционера, обвиняют в оскорблении представителя власти.

Один из кураторов выставки "Запретное искусство", искусствовед Андрей Ерофеев считает, что современная российская власть, по сути, оставаясь советской, почти разгромила российское авангардное движение.

"Десятки художников так или иначе оказываются сегодня нейтрализованными органами правопорядка, милиции, ФСБ, какими-то тайными структурами, - говорит Ерофеев. - В свое время я и мои товарищи оказались под ударом неких ультраправых активистов, которые вроде бы действовали на свой страх и риск, но государство заняло в этой ситуации позицию странного "нейтралитета". Теперь уже не некие организации, а само государство навязывает репрессивную систему в отношении искусства. А художники же не какие-то партизаны, они не могут оказать вооруженного сопротивления, они просто разбегаются - кто в Китай, как, например, Илья Фальковский, лидер группы "БГ", кто в США, кто в Тибет, кто в Германию. Те, кто не успел убежать, попадают под суд и в тюрьму".

По мнению Ерофеева, такая "насильственная смена стиля" происходит именно сейчас, на рубеже 2010-2011 годов. За этим стоит чиновничество, воспитанное по советским лекалам. "Эти люди считают, что они могут сами выстраивать культуру, они знают лучше, что такое культура, они не считаются с тем, какая она есть в реальности. Вот им не хочется, чтобы что-то было, значит, этого не должно быть. Они исходят из того, что современная культура должна существовать, но в каком-то таком прикладном, эстетском виде. Вот они приветствуют минимализм сейчас, абстракцию, какие-то тенденции, в которых не может быть закреплена никакая информация о происходящем в стране, о реальности сегодняшнего дня".
XS
SM
MD
LG