Ссылки для упрощенного доступа

Региональные выборы как репетиция федеральных


В блогосфере и политическом интернете продолжается обсуждение итогов единого дня голосования 13 марта. Отличительной чертой воскресных выборов было активное личное участие в них премьер-министра и лидера "Единой России" Владимира Путина. Никогда еще со времен своей первой президентской кампании 2000 года Путин не был вовлечен в избирательный процесс так активно. Тем более, никогда такого не было на региональных выборах. Об этом пишет политолог Московского Центра Карнеги Николай Петров на сайте Грани.Ру:

Толковать это можно по-разному: с одной стороны, объективно отношение к власти и к ее партии ухудшается, а на новое поколение губернаторов-чиновников, сменивших губернаторов-политиков, особых надежд нет; с другой стороны, Владимир Владимирович по существу начал свою собственную избирательную кампанию. Отсутствие ярких и популярных фигур, будь то губернаторы, федеральные или местные депутаты, - это результат усилий национального лидера и почти полного выкорчевывания публичной политики. В результате лидер, как на картине Дали, одиноко высится на колонне-рейтинге посреди политической пустыни. Если раньше можно было просто показать фото местных руководителей рядом с Путиным для получения позитивного результата на выборах, то теперь приходится предъявлять нацлидера лично.

Первый вице-президент Центра Политических технологий Алексей Макаркин называет итоги воскресного голосования чем-то средним между "викторией и конфузией". В публикации на сайте Ежедневного журнала он размышляет и о возможной стратегии партии власти на предстоящих федеральных выборах:

Сейчас главная интрига состоит в том, какой сценарий выберет власть перед декабрьскими выборами в Госдуму. Если сценарий плебисцита по аналогии с 2007 годом, то удастся ли второй раз войти в одну и ту же реку, к тому же в новой политической ситуации? Если же более "конкурентный" вариант, то есть ли у "Единой России" желание и способность договариваться о коалиционном взаимодействии с другими партиями – пусть и принимающими существующие "правила игры"? Тем более что на выборах в Госдуму нет резерва одномандатников, который на региональном уровне способен компенсировать "единороссам" потери при голосовании по партийным спискам.

Руководитель "Центра анализа международной политики" "Института глобализации и социальных движений" Михаил Нейжмаков комментируя итоги Единого дня голосования на сайте Слон.Ру отмечает, что оппозиции есть чем гордиться, но этого мало, и за федеральные выборы "Единая Россия" может быть спокойна:

Почти в любой из Единых дней выборов оппозиция оглашает некролог "единороссам" и всей вертикали в придачу. Сегодня, например, было сказано, что "вертикаль начинает раскачивать, как небоскреб в землетрясение". Говорилось и о "начале агонии партии власти". "Единороссы" же вяло (совсем как их не проснувшийся от спячки "тотем") возражают, что все равно победили во всех регионах.
Между тем, почти ничего нового опять не произошло. Хорошая новость для "партии власти" – она улучшила свой результат по сравнению с предыдущими выборами в заксобрания тех же регионов в 10 субъектах федерации из 12. Хорошая новость для оппозиции – впервые за долгое время есть два региона, в которых этот результат стал немного ниже. И на ряде территорий оппозиции удалось выступить довольно удачно. У регионов с самыми невезучими "медведями" есть общая черта: каждым из них управляют губернаторы-"варяги". Хотя результаты конкретных выборов определили разные причины.

На том же сайте Слон.Ру политолог Станислав Белковский утверждает, что выборы 13 марта еще раз подтвердили тезис, с которым по его собственному выражению он "носится последние лет шесть": поведение протестного электората в современной РФ – внеидеологическое:

Большинству тех, кому не нравится существующий строй, важно, против кого голосовать, но не так важно, за кого – "Яблоко", ЛДПР или коммунистов. Главное поверить, что тот, за кого голосуешь, поборется за победу, а не сольется в ту же историческую секунду.
Потому действительно надо создавать единую оппозиционную партию (ЕОП) – только не социал-демократическую, а всеобщую. Вместе с ЛДПР. Ради этого, кстати, и затевалась в 2006-м "Другая Россия", но умерла из-за того, что ее создатели на определенном этапе, как водится, решили побороться между собой, а не против Кремля. И – развивая мысль Миронова – надо, чтобы старые руководители всех партий-создателей ЕОП в момент появления новой структуры на свет ушли в отставку. А первую тройку списка ЕОП составили, например, Алексей Навальный, Евгения Чирикова и Юрий Шевчук. Тогда можно будет говорить и о рождении оппозиции, и о борьбе за власть.


Кстати, отмечает Станислав Белковский, никто иной, как Сергей Миронов 14 марта предложил объединить "Справедливую Россию", "Яблоко", и КПРФ. Это, считает политолог "правильное направление мысли".

В заключение – гуляющий сейчас по интернету фрагмент совещания активистов "Единой России" в Челябинске. Он озаглавлен "Явка нам не нужна".
XS
SM
MD
LG