Ссылки для упрощенного доступа

Экономист Сергей Алексашенко - о японской экономике


Сергей Алексашенко
Сергей Алексашенко
Эксперты пытаются оценить размер ущерба, нанесенного японской экономике стихийными бедствиями и возможным влиянием этой ситуации на мировые экономические процессы. Диапазон оценок широк, предполагаемый непосредственный ущерб оценивают в 15-35 миллиардов долларов. Япония – третья экономика в мире, крупный международный финансовый центр. Многие отрасли японской экономики – автомобилестроение или производство электронной техники – играют ключевое значения для мировых отраслевых рынков.

Об этом в эфире Радио Свобода рассказал директор Высшей школы экономики по макроэкономическим исследованиям, доктор экономических наук Сергей Алексашенко:

- Нужно сразу оговориться, что мы живем в условиях неполного понимания ситуации. Я думаю, что сегодня даже японские власти и японский бизнес не очень хорошо понимают, какие будут долгосрочные последствия. Если ситуация завершится так, как она обстоит сегодня, и не будет дальнейшего ухудшения, то я не стал бы сильно драматизировать последствия для мировой экономики. По предварительной оценке одного из японских министерств, потери ВВП Японии могут составить 1 процент. В принципе, это не очень много. Для мировой экономики это будет не очень заметно. Удельный вес японской экономики - где-то, наверное, процентов 8-9; одна десятая всей мировой экономики - не очень значимо.

Более того, я не стал бы даже драматизировать ситуацию, скажем, с остановкой автомобильных заводов в Японии или заводов по производству телевизоров. Рынки эти - конкурентные. Очевидно, что похожие автомобили или телевизоры выпустят их конкуренты, у которых есть незадействованные мощности, и потребители это не сильно почувствуют.

Более сложная ситуация возникает, скажем, с рынком нефтепродуктов. Пока, по имеющейся информации, примерно 30 процентов нефтеперерабатывающих мощностей Японии остановлены, очевидно, что в Японии снизится потребление нефти. Сможет ли мировая экономика предложить Японии бензин, или японские потребители должны будут ездить меньше - это пока непонятно. И сможет ли вообще Япония импортировать бензин вместо импорта нефти.

Еще менее определенная ситуация с электроэнергетикой. Примерно 30 процентов электроэнергии в Японии производится на атомных электростанциях, но судьба их сегодня непонятна.

- За два последних дня Национальный банк Японии влил в экономику почти 300 миллиардов долларов. Что это означает?

- В периоды сильных потрясений - особенно внешних, не связанных с человеческой деятельностью (типа отзыва лицензии у "Леман Бразерс"), банки начинают менее активно сотрудничать между собой, просто пытаясь сохранить ликвидность, понимая, что тяжелые времена могут наступить. И Банк Японии просто компенсирует замедление межбанковской деятельности, снижение активности межбанковского рынка своими деньгами, чтобы реальный сектор экономики этого не почувствовал. Поэтому я бы сказал, что в рамках тех проблем, которые мы обсуждаем, это технический шаг Банка Японии.

- Если те цифры ущерба японской экономике, о которых, в частности, говорили и вы, окажутся подтвержденными, - обойдется ли Япония без внешних заимствований? Или стране придется прибегнуть к помощи международных финансовых организаций?

- Я думаю, что Японии придется прибегнуть к заимствованиям; внешним или внутренним - трудно судить. Мне кажется, что до настоящего времени бюджет Японии удовлетворял все свои потребности в заимствованиях в основном на внутреннем рынке - или, как минимум, в иенах. Понятно, что остановка или замедление экономики приведет к снижению налоговых поступлений, и у бюджета точно возникнут какие-то проблемы. Я более чем уверен, что японской экономике предстоит восстановительный бум - по крайней мере, нужно будет строить жилища для людей, восстанавливать инфраструктуру. Поэтому я думаю, что в среднесрочной перспективе как раз это может дать японской экономике некий толчок вверх.

- Курсу иены угрожает что-то серьезно? Или японская экономика достаточно сильна, чтобы удержать его?

- Вот здесь ответ будет парадоксальным. Было землетрясение 1995 года в Японии, и вот после него в течение нескольких месяцев курс японской иены вырос на 18 процентов. Японская валюта отреагировала абсолютно не так, как предполагалось. По крайней мере, так было 15 лет назад - иена не ослабла, а укрепилась. И сейчас, насколько я понимаю, Банк Японии борется с укреплением иены, а не с ее ослаблением. Такая вот специфическая валюты - японская иена.

- Сейчас довольно много
возникает всяких бытовых опасений. Вот, например, стоит ли опасаться нехватки запчастей к автомобилям японского производства?

- Да, действительно, в Японии предприятия по производству комплектующих временно остановились. Но если они простоят месяц, я думаю, ничего серьезного не произойдет. У всех сервисных центров, как правило, есть некий запас запчастей. Но я бы не стал ожидать какой-то катастрофической ситуации. Вот если предположить, что в Японии через два месяца выяснится, что все атомные электростанции надо закрыть, и производство электроэнергии в Японии упадет в два раза - то, конечно, это вызовет какие-то серьезные осложнения. В том числе и на рынке комплектующих для японских автомобилей.

- Верно я понимаю, что даже такие крупные бедствия, как землетрясения, цунами в Японии или то, что случилось в Гаити год назад, для мировой экономики - пренебрежимо малые события, которые мировая экономическая система выдерживает без больших каких-то последствий?

- В общем, да. Этот природный катаклизм - при всем его ужасе, при всех катастрофических разрушениях для конкретной территории, - с точки зрения мировой экономики это не очень значимое потрясение.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG