Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о международном сообществе и конфликте в Ливии


Бегущие в укрытие журналисты во время бомбардировки возле НПЗ в Пак Лануф
Бегущие в укрытие журналисты во время бомбардировки возле НПЗ в Пак Лануф

В "Гранях времени": политологи Алексей Малашенко и Алексей Подберезкин.

Страны-члены НАТО и другие государства рассматривают возможные меры для реализации резолюции Совета безопасности ООН о создании над Ливией бесполетной зоны. В четверг, 17 марта, Совет безопасности принял резолюцию, одобряющую любые меры, необходимые для защиты гражданских лиц в ходе военного противостояния повстанцев с силами Каддафи. "За" было подано десять голосов, пять стран-членов Совета воздержались - это Россия, Китай, Индия, Бразилия и Германия.

Владимир Кара-Мурза: В ответ на резолюцию ООН, разрешающую воздушные бомбардировки Ливии, режим Муамара Каддафи объявил о прекращении боевых действий против мятежников. Совет Безопасности ООН принял резолюцию по Ливии, допускающую бомбардировку военных целей для сдерживания военной агрессии Каддафи. Россия, Германия и Китай воздержались при голосовании по данной резолюции под предлогом того, что "работа над документом не соответствовала имеющейся в Совете Безопасности практике".
Ряд европейских стран, включая Францию, Великобританию, Норвегию и Нидерланды, заявил о готовности начать военную операцию в Ливии в течение нескольких часов. Польша согласилась помочь тыловым обеспечением. "Ливийское правительство приложит все силы для того, чтобы восстановить в стране мир, соблюдение прав человека, порядок и верховенство закона", - заявил глава ливийского МИДа Муса Куса. Министр назвал неразумным решение мирового сообщества использовать силу против правительственных войск и объявил, что правительство Ливии готово к диалогу со всеми силами, которые заинтересованы в сохранении суверенитета и территориальной целостности страны. Президент Барак Обама проводит в Белом доме экстренное совещание по Ливии с участием конгрессменов и сенаторов и в ближайшем времени выступит с заявлением – об этом сообщает его пресс-служба. О том, способно ли вмешательство извне стабилизировать ситуацию в Ливии, сегодня в нашей программе мы беседуем с политологами Алексеем Малашенко, членом научного совета московского Центра Карнеги и Алексеем Подберезкиным, проректором МГИМО по научной работе, бывшим депутатом Государственной думы. Велика ли вероятность развития событий в Ливии по силовому сценарию?

Алексей Подберезкин: Я боюсь, что этот сценарий был составлен и будет реализован независимо от того, что будет делать Каддафи. Потому что его объявили фактически персоной "нон гранта", счета арестованы и хотят от него избавиться. И лобовое столкновение должно иметь какое-то продолжение, независимо от заявлений Каддафи и его действий. После заявления министра иностранных дел Ливии понятно, что сразу остановить боевые действия невозможно, никакие боевые действия невозможно остановить сразу, поэтому они по инерции будут продолжаться, а тем более в стране, где идет фактически гражданская война, это сделать нельзя. Поэтому остается повод, можно обвинять Каддафи, и оппозиция наверняка это будет делать, что Каддафи продолжает уничтожать мирных граждан, и это будет уже формальным поводом для нанесения военно-воздушных ударов. Причем эффективность таких ударов может быть очень высока, потому что все знают, что Ливия находилась долгое время в блокаде и фактически конфронтация
Я не уверен, что ресурсов Франции, Италии хватит для того, чтобы реализовать этот военно-авиационный удар без Соединенных Штатов
Соединенных Штатов привела к тому, что все цели определены – это цели управления системой противовоздушной обороны, авиацией, конечно, пункты политического управления страной, в том числе местная дислокация самого Каддафи. Поэтому высокоточное оружие, которого достаточно в этом регионе, может нанести очень серьезный ущерб Каддафи.
Другое дело, что я, честно говоря, сомневаюсь, что это можно сделать без Соединенных Штатов, которые пока не проявляют активности. Но если вспомнить ситуацию с Югославией, когда НАТО развязало агрессию против Югославии, там 99% самолетов, точечных ударов наносила авиация США, только 1% на их союзников приходился. Поэтому я не уверен, что ресурсов Франции, Италии хватит для того, чтобы реализовать этот военно-авиационный удар без Соединенных Штатов.

Владимир Кара-Мурза: Можно ли, по-вашему, доверять заявлениям ливийского МИДа о том, что все боевые действия на территории страны с момента принятия резолюции ООН прекращены?

Алексей Малашенко: Я думаю, что можно. Потому что положение безвыходное. Я бы сказал, что положение вообще патовое. В этом отношении я полностью согласен с коллегой Подберезкиным, потому что сейчас, простите, мы гадаем на кофейной гуще. Потому что существует много аргументов и за, и против, если следовать логике тех, которые в общем готовы к удару. Во-первых, если говорить об ударе, надо было это делать намного раньше. Когда Муамар Каддафи сидел в своем Триполи, фактически Ливия вышла из-под его контроля, тогда какой-то точечный удар мог действительно ситуацию решить. Сейчас, с моей точки зрения, положение непонятно, потому что все сидят, простите, в луже. И Каддафи, который не может добиться окончательной победы, потому что он понимает, что он навлечет на себя контрудар, и западники, которые не знают, как его наносить. Прекрасно, если он будет нанесен и все это будет сделано умно, тактично и быстро. Но, во-первых, не весь мир согласен с нанесением удара. Не только Россия и Китай, но и немцы выражают сомнение. Потом, вы знаете, какая вещь, это, во-первых, может открыть, это необязательно произойдет, но может открыть действительно путь к гражданской войне. Потому что, как выясняется, у Каддафи есть огромное количество сторонников. Откуда, кто и как – это уже другое дело, но он явно воюет не на пустом месте. И вот теперь представьте себе американцев, которые наносят удар в Ливии, у них за спиной и Афганистан, и Ирак, и самые разные проблемы, и еще американскому налогоплательщику иметь дело с Ливией. А вдруг действительно будет нечто затяжное? Государство большое, и это действительно может привести к тому, что американцы и их союзники могут быть вовлечены в какую-то войну.
Я думаю, может быть я идеалист, единственный вариант, который бы всех устроил – это отречение Каддафи. Во всяком случае он как минимум ничего не проиграет. Он уже немолодой человек, он многого добился, у него большие богатства, у него семья, 8 детей. Если он уйдет, объявив под предлогом, что он не хочет лишней крови, то я думаю, он сохранит лицо, он сохранит жизнь и избавит французов, итальянцев, американцев и тех же голландцев от нанесения этих ударов. Но это мечта. Если этого не произойдет, то ситуация действительно непредсказуемая и меняется она буквально каждый час.

Владимир Кара-Мурза:
Баграт Сейранян, профессор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук, ожидает развития событий по силовому сценарию.

Баграт Сейранян: Несмотря на заявления ливийского руководства о том, что оно прекращает всякие военные действия, тем не менее, механизм уже, видимо, будет запущен по многим причинам. Поэтому ситуация в Ливии должна, по-моему, в ближайшее время существенно усложниться. Но это может привести к близкому концу. Я предвижу кратковременное осложнение, трудно сказать, сколько это времени займет, это зависит от многих факторов. И потом должен быть какой-то конец. Это еще зависит от интенсивности, конечно, от того, насколько умело будут проведены действия. Потому что возникает очень много вопросов по технике проведения этого мероприятия, которое задумали европейцы, Франция, новегия, Англия. Чисто технически это будет сложно провести. А словам Каддафи, конечно, верить нельзя, я думаю, что он все равно постарается довести военные действия, если ему это удастся, если хватит сил.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG