Ссылки для упрощенного доступа

Дворцово-санаторная история


Большой Утриш
Большой Утриш
Ирина Лагунина: Российские экологи опасаются, что в Краснодарском крае может начаться строительство нового комплекса отдыха для высокопоставленных чиновников, которое пополнит список "дворцов" и "домов отдыха", построенных на черноморском побережье для премьера Путина, российского патриарха Кирилла и губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. Новый объект, по данным защитников природы, может появиться на Утрише , которому в прошлом году придали статус заповедника, но вывели из его состава особо ценные территории. Рассказывает Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Заказник Утриш получил статус заповедника в прошлом году, но его защитники этому совсем не обрадовались – из состава нового заповедника вывели особо ценные территории, включающие в себя можжевелово-фисташковые леса средиземноморского типа. Специалисты говорят, что на Утрише особый климат, особая экосистема, близкая к субтропикам, только там есть реликтовые приморские лагуны. В общем, там очень красиво, и, видимо, поэтому на территории, которая не вошла в состав заповедника, но находится в сердце Утриша, планируют построить физкультурно-оздоровительный комплекс управления делами президента России. Координатор движения "Спасем Утриш" Мария Рузина напоминает, что официально границы заповедника еще не установлены, но, по неофициальным данным, управление делами президента будет строить там очередной комплекс отдыха.

Мария Рузина: Надежда наша на то, что собственно границы еще не установлены. Это по проекту, предложенному краем, эти центральные земли исключены. Согласно решению об учреждении заповедника установлена только его площадь, а границы будут еще утверждаться. Понятно, что всеми силами и край, и некоторые федеральные чиновники будут стараться исключить самые ценные земли Утриша, сданные в аренду. Но тем не менее, это та самая зацепка, и та самая надежда, которая у нас есть. Границы пока не установлены.

Любовь Чижова: Что предполагается организовать на тех самых особо ценных территориях, которые пока по предварительным данным не включили в состав заповедника?

Мария Рузина: Некий ранее неизвестный фонд "Дар", фонд региональных некоммерческих проектов, не имеющий ни своего сайта, не публикующий свои собственно отчеты, что делают все фонды, намеревается там построить так называемый физкультурно-оздоровительный комплекс. А в местах проекта были четко указаны те лица, которые согласуют этот проект, начиная от представителей делами президента. Подписи там не стояли, но тем не менее, эти листы, где на первых самых страницах были отведены четко места для подписей высокопоставленных лиц, стали достоянием общественности уже давно.

Любовь Чижова: То есть это очередной комплекс отдыха для высокопоставленных чиновников?

Мария Рузина: Однозначно.

Любовь Чижова: А почему именно это место выбрано для отдыха высокопоставленных российских чиновников? Чем оно их так привлекает?

Мария Рузина:
Во-первых, своей живописностью. Это не только экологически ценные места Утриша, но и самые красивые. Строить всегда хочется там, где действительно красиво. И надо сказать, что, наверное, это последний и единственный участок черноморского побережья, не тронутый стройкой. То есть если бы этот комплекс появился, то он бы оказался внутри этой буферной зоны для чиновников. То есть вокруг бы он остался окруженным этим самым девственным лесом. Только этот девственный лес в результате стройки в конце концов бы погиб, потому что хрупкие реликтовые экосистемы действительно чрезвычайно подвержены всем воздействиям, которые только может оказать стройка. Здесь огромное количество видов, занесенных в Красную книгу, в первую очередь это можжевелово-фисташковое редколесье, где чрезвычайно редкие животные. Он уникален своими солеными озерами береговой зоны, которые как раз расположены в центре береговой зоны как раз на тех участках, где собирались вести строительство. Он уникален своим оползневым ландшафтом, разломом. Потому что само слово Утриш по-адыгски означает слом или оползень. И здешний каньон чрезвычайно напоминает Большой каньон в миниатюре. И своей акваторией, потому что здесь одна из самых чистых вод черноморской акватории. Тут опять же огромное количество и морских млекопитающих, рыб тоже достаточно редких. А акваторию в результате планируемой стройки также собирались разделить на три части. То есть две охраняемых и третью центральную, где нужен подъезд к месту будущих дворцов. Понятно, что это гибель и для морских животных.

Любовь Чижова: После масштабной кампании экологов против строительства на Утрише комплекса отдыха для президента сотрудники Управления делами главы государства опровергли информацию о том, что рядом с заповедником будут строить очередную президентскую дачу. Однако, по данным экологов, планы по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса все же существуют и вскоре могут начать реализовываться. Руководитель экологической вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха говорит, что в последнее десятилетие у российских чиновников самых разных рангов появилась мода строить дачи на Черноморском побережье….

Андрей Рудомаха: С начала 2000-х годов все эти проекты начались. Это уже новая власть и краевая, и федеральная, именно ее отличает. Резиденция на мысе – эта идея возникла в 2004 году. Идея резиденции Ткачева в 2003 году в Голубой бухте. Резиденция патриарха тоже 2004 год. То есть 2003-2004 годы – это когда началась эта волна. Резиденция на Утрише – это более новый, возник в 2008 году. Пока что благодаря сопротивлению общественности он заморожен, но власти сделали все, чтобы его реализовать. То есть они вырезали из заповедника участок под дорогу, под резиденцию. Кроме того, на Утрише нам известна не только одна эта резиденция. Там, например, один участок арендован фирмой правительства губернатора. Есть информация, что для Рамзана Кадырова тоже планируется там резиденция. Если это все не остановится, то через некоторые все ценные участки на побережье просто будут заняты резиденциями, просто людям негде будет отдыхать, пройти по берегу. Все эти резиденции связаны с тем, что территория перегораживается, доступ прекращен людей. Участки лесного фонда тоже загораживаются.

Любовь Чижова: Я знаю, что экологи и общественники пытаются обратить внимание людей к этой проблеме. Все эти резиденции, как показывает ваш недавний опыт, достаточно закрыты.

Андрей Рудомаха:
Да. Например, на резиденции, то, что называется "дворец Путина", формально это оформлено на частную компанию, то есть охраняется все.

Любовь Чижова: Кроме того, что у обычных людей получается все меньше и меньше мест, где они могут отдыхать, чем еще опасна эта тенденция?

Андрей Рудомаха: Это уникальные природные комплексы. Например, под дачу патриарха было вырублено несколько гектаров леса сплошного соснового. Под строительство утришской дороги тоже было уничтожено несколько тысяч деревьев. Выбираются самые ценные участки, где дикая природа нетронутая. И в результате, если будут массовые вырубки, изменяется ландшафт, огромный ущерб для дикой природы.

Любовь Чижова: Вот эти резиденции там законно строятся?

Андрей Рудомаха: Так как нашим властителям закон не писан, то по каждому случаю есть грубейшие нарушения. Их можно строить законно, но, видно, закон писан не для всех. По каждой резиденции, по резиденции патриарха, по резиденции Путина, по резиденции Ткачева, везде закон нарушается. Захватываются участки лесного фонда, вырубаются краснокнижные деревья, перегораживается берег. И то, что не позволено простым гражданам, власть предержащим у нас можно делать.

Любовь Чижова: Как вы думаете, чем закончится противостояние экологов и строителей на Утрише? Будут там все-таки построены те резиденции, о которых вы говорили?

Андрей Рудомаха:
Мы намерены этого не допустить. Не знаю, но мы надеемся, скандал, который поднялся вокруг дворца, что он отрезвит. Мы сейчас делаем ставку на привлечение внимания общественного. Законы у нас можно как угодно повернуть. Но мы надеемся, что этот скандал, что власти одумаются и отступят. Потому что тогда ни о какой этичности власти нельзя говорить.

Любовь Чижова: Это был руководитель экологической вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха. Координатор по особо охраняемым природным территориям Гринпис в России Михаил Крейндлин подчеркивает, что строительство комплекса отдыха рядом с заповедником не только нарушает природоохранное законодательство, но и наносит серьезный ущерб уникальной экосистеме Утриша…

Михаил Крейндлин: Проектные материалы, которые формально прошли экологическую экспертизу, четко говорят о том, что действительно из границ заповедника исключена значительная часть территории, непосредственно побережья Черного моря. Это участок, предполагаемый под этот самый пресловутый физкультурно-оздоровительный комплекс, от которого отказывается Управление делами президента. Хотя есть все документальные свидетельства, что именно они являются инициаторами этого строительства. Факт тот, что этот участок – это место, которое по планам исключено из границ заповедника, это зона наибольшей концентрации средиземноморской флоры, можжевельников, фисташек. И собственно ценность всего заповедника, ради чего он создавался – это как раз прибрежные сухие средиземноморские леса, которые произрастают не на всех территориях, а на склонах, обращенных к морю, в силу природных условий. Это очень ценные территории, их реально кроме как на Утрише больше нигде нет в России, и по данным специалистов, почти нигде нет в Европе. То есть сведения, что они есть в Испании и в Греции, но там в силу очень большой плотности населения в худшем состоянии, чем на Утрише. Если смотреть на карту заповедника, то как раз основная часть побережья, собственно, где произрастают фисташково-можжевеловые леса, из заповедника исключена, во-первых, для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса, во-вторых, насколько нам известно, по требованиям администрации края значительная часть территории в районе поселка Малый Утриш исключена, как раз зона побережья, из территории заповедника для строительства рекреационных объектов, в которых заинтересована администрация Краснодарского края.
Помимо этого по планам из заповедника должны быть исключены территории дорог, коммуникаций к этим объектам. То есть три-четыре дороги, которые фактически этот массив разрывают на четыре небольших кусочка. Естественно, происходит фрагментация ландшафта со всеми вытекающими отсюда последствиями. То есть на самом деле, если в таком виде будет создан заповедник и все эти планы будут реализованы, то никакого почти природоохранного смысла он иметь не будет. Потому что самые ценные территории из него либо исключены, кроме всего прочего территория разделена достаточно серьезными препятствиями, объектами, которыми являются дороги, коммуникациями. Четыре отдельных фактически кусочка.

Любовь Чижова: Рассказывал координатор по особо охраняемым природным территориям Гринпис в России Михаил Крейндлин. Защитники Утриша собрали более 35 тысяч подписей под обращением к российскому президенту с просьбой не выводить из его состава наиболее ценные территории и не допустить строительства объектов отдыха и дорог в реликтовых лесах. Ответа на это обращение экологи не получили.
XS
SM
MD
LG