Ссылки для упрощенного доступа

''Кинообозрение'' с Андреем Загданским



Александр Генис: Трагедия в Японии, самая страшная со времен Второй мировой войны, напомнила нам, как хрупко благополучие даже в наиболее успешной из стран Дальнего Востока. Не только природа с ее чудовищными землетрясениями и цунами, но и история здесь вела себя особенно жестоко. Пожалуй, нагляднее всего это видно в Корее, где одна часть полуострова умирает с голоду, а другая – меньше чем за два поколения – достигла неслыханного в этих краях преуспевания. Путь Кореи наверх – стремительный и безоглядный – стал объектом рефлексии для нового корейского кино, за развитием которого внимательно следит ведущий нашего ''Кинообозрения'' Андрей Загданский. Прошу вас, Андрей!

Андрей Загданский: Меня интересует в принципе новое корейское кино, и мы уже не раз обсуждали корейские картины, которые, если не становятся кассовыми бомбами в Америке, как китайские фильмы лет 5-8 назад, то твердо удерживают свою нишу в артхаусе. Помните фильм Ким Ки Дука ''Дом'', его же ''Время'', картину ''Мать'' молодого и очень талантливого Бонг Джун-Хо , которая произвела на меня большое, просто сильное впечатление в прошлом году. ''Служанка'' - ремейк классического корейского фильма 1960 года. Режиссер нового фильма - Сен Су Им. В том, старом, теперь уже классическом фильме, речь шла о неверном муже, изменяющем своей жене со служанкой. Служанка в том фильме мстит жене. В новом фильме акценты повествования смещены. Фильм рекламируется как ''эротический триллер''. Дом, в который попадет молодая служанка, конечно же, очень привлекательная и красивая женщина, дом особый. И своим богатством, и своим влиянием. Хозяйка - молодая и восхитительная красивая женщина. У молодой пары - дочь лет восьми, жена беременна и вот-вот должна родить. Хозяин дома сверхбогат, сверхвлиятелен, красив и надменен. И играет на фортепьяно. Чем он еще занимается мы не знаем, но, судя по двум телохранителям, Бетховен не исчерпывает содержание его дневной жизни. О его ночной жизни мы знаем немного больше. Когда беременная жена не в состоянии удовлетворить сексуальные потребности своего мужа, он отправляется на поиск подходящей замены и находит служанку. Хозяин - большой любитель французского вина, и мы часто видим его с бокалом, который он слегка взбалтывает, чтобы лучше открылся аромат. Вот так же, с тем же бокалом вина и в пижамных брюках, он приходит к служанке и сначала предлагает ей бокал красного вина. С восторгом и страхом она пьет вино, чтобы потом с тем же восторгом и, вероятно, с тем же страхом, предаться оральному сексу с хозяином. Любовная интрига полыхает за спиной пока ничего не подозревающей жены. Но есть всевидящий глаз домуправительницы, уже немолодой женщины, которая, как мы понимаем, провела в этом доме всю свою жизнь. И преданность этой домоправительницы была вознаграждена - ее сын стал министром юстиции Кореи. Таким образом мы понимаем, что речь идет не просто влиятельных людях в Корее, но о совершенно избранных, о небожителях, которые могут все. Могут, в частности, заставить беременную служанку сделать аборт, ибо боятся, что если служанка родит ребенка от хозяина, то это, в дальнейшем, может иметь самые негативные последствия для влиятельной семьи.
Вторая половина картины скорее является комментарием о сегодняшнем стоянии корейского общества, чем эротическим триллером, как таковым, как обещает реклама фильма. Фильм замечательно снят, и в этом холодном роскошном доме, где разворачивается почти все действие фильма, я тоже вижу авторский комментарий о сегодняшней Корее. Дом - это сегодняшняя Корея: богатая, стильная, рафинированная, с музыкой Бетховена, с французским вином и безжалостно жестокая в борьбе за власть, в борьбе за влияние.

Александр Генис: Вы знаете, Андрей, иногда мне кажется, что существуют некие фазовые сдвиги в кино, когда появляются в одинаковых исторических ситуациях примерно одинаковые эстетические достижения. Вспомним Фасбиндера, который появился в немецком кино, когда Германия стала оживать после войны и появились первые признаки благополучия. И вот этот момент нисхождения из ада в рай очень чреват мелодраматизм. И Фасбиндер, по-моему, это замечательно показал. Вам не кажется, что сегодня происходит нечто подобное в Корее?

Андрей Загданский: Всегда в кино интересно состояние сдвига в обществе, всегда интересна борьба художника с какой-то принятой идеологемой. Как мы, в свое время, боролись с коммунизмом, как у Бунюэля сложные отношения с католицизмом, у Феллини сложные отношения с католицизмом, у фон Триера сложные отношения со всем угодно, в том числе и с протестантизмом. Вы очень хорошо вспомнили Фасбиндера. Когда общество так стремительно уходит вперед, то рефлексия художника, попытка осознать, где же мы находимся в настоящий момент, в какую сторону мы развиваемся, куда мы движемся, очень интересна. Картина ''Служанка'' не поднимается по своему уровню до значимости картин Ким Ки Дука или фильма ''Мать'' но здесь есть хорошая порция критического реализма, разбавленная большой порцией эротизма и секса.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG