Ссылки для упрощенного доступа

Путин в оргкомитете, Деметрадзе в тюрьме


Владимир Путин в Цюрихе после победы России в споре за чемпионат мира 2018 года по футболу
Владимир Путин в Цюрихе после победы России в споре за чемпионат мира 2018 года по футболу
Владимир Путин возглавил наблюдательный совет организационного комитета "Россия-2018". Георгий Деметрадзе приговорен к шести годам тюрьмы. Итоги российского биатлонного сезона. Эти темы активно обсуждается в российской спортивной прессе.

Сайт "Газета.Ру" пишет о том, что премьер-министр России Владимир Путин возглавил наблюдательный совет организационного комитета "Россия-2018", созданный для подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году.

Согласно распоряжению от 16 марта, среди членов совета значатся также первый вице-премьер Игорь Шувалов, помощники президента Аркадий Дворкович и Александр Абрамов, директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников, руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, глава МИД Сергей Лавров, глава Минрегиона Виктор Басаргин.

В состав наблюдательного совета вошли мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Борис Громов, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и президент Татарии Рустам Минниханов.

Всего в состав наблюдательного совета вошли 38 человек, большинство из них видные политики и бизнесмены.

Наблюдательный совет станет контрольно-консультационным органом по отношению к оргкомитету чемпионата мира. В частности, он будет вырабатывать основную стратегию подготовки к предстоящему турниру.

То, что Путин возглавит наблюдательный совет, стало ясно в начале этого года. Об этом говорилось в распоряжении премьера о создании оргкомитета, подписанном 17 января. "Решение о назначении главой наблюдательного совета премьер-министра определяется важностью мероприятия, а также интересами того импульса, который (в ходе подготовки к ЧМ) будет придан развитию спортивной, транспортной и других инфраструктур", – сказал тогда "Газете.Ru" пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков.

Владимир Путин принимал активное участие в поддержке российской заявки на проведение чемпионата мира по футболу. Сразу после победы России премьер неожиданно отправился в Цюрих, где проходило голосование, и провел трехчасовую пресс-конференцию.
Мы рассчитываем, что сам факт проведения чемпионата послужит хорошим толчком для российского футбола. Мы создадим по меньшей мере 500 современных футбольных площадок по всей стране

Тогда Путин, в частности, рассказал, что чемпионат мира 2018 года станет толчком для развития футбола в стране. "Да, Россия не попала на последний чемпионат мира. А куда попадала сборная ЮАР? Смысл проведения первенств мира в том и заключается, чтобы росла популярность видов спорта, чтобы больше людей становились его частью. Мы рассчитываем, что сам факт проведения чемпионата послужит хорошим толчком для российского футбола. Мы создадим по меньшей мере 500 современных футбольных площадок по всей стране. Это вызов, который мы принимаем и, надеюсь, осилим", – заявил он.

По словам Путина, вполне может помочь стране при подготовке к ЧМ и Роман Абрамович, который, к слову, не вошел в наблюдательный совет. "Господин Абрамович несколько лет неплохо работал на Чукотке. Об этом не все знают. Все говорят, что он олигарх… Но он помогает в развитии футбола в России: помогает развивать один клуб. Какой клуб, он не скажет: это запрещено. Не исключаю, что господин Абрамович поможет в подготовке к ЧМ. Пусть раскошелится – не убудет. У него много денег", – сказал Путин.

Россия 2 декабря 2010 года выиграла право на проведение в 2018 году чемпионата мира по футболу, получив абсолютное большинство голосов членов исполкома ФИФА.

* * *

Портал "Лента.Ру" пишет, что 23 марта тбилисский суд вынес приговор футболисту Георгию Деметрадзе – бывшему нападающему российской "Алании", украинского "Металлурга" и ряда других клубов. Спортсмен, которого задержали минувшим летом по обвинению в связях с "воровским миром", был признан виновным и приговорен к шести годам тюрьмы. Сам он настаивал на своей невиновности.

Георгий Деметрадзе начинал спортивную карьеру в Грузии, впоследствии он успешно выступал в клубах России и Украины. В составе "Алании" он стал лучшим бомбардиром чемпионата России 1999 года. Год спустя в составе киевского "Динамо" он выиграл чемпионат Украины.

Одним из последних мест работы Деметрадзе был азербайджанский клуб "Бакы". Сезон оказался для нападающего не слишком удачным: во втором круге чемпионата он из-за травмы не попал в основной состав и в результате сыграл мало матчей. Деметрадзе жаловался, что тяжело переживает пребывание в запасе. При этом 33-летний футболист отмечал, что завершать карьеру легионера и возвращаться на родину пока не собирается.

Тем не менее, уже в начале 2010 года Деметрадзе вернулся в Грузию. Сообщалось, что он может продолжить карьеру в клубе "Спартак-Цхинвали", однако до этого дело не дошло. В июле он был задержан грузинской полицией.

Полиция заявила, что он связался с организаторами незаконного тотализатора и помогал "выбивать" деньги с должников. Организатором подпольных ставок, как утверждалось, был некий Давид Пеикришвили. Для помощи в сборе долгов он обратился к "вору в законе" Вахтангу (Вато) Кипиани, проживающему на Украине. Тот, задействовав свои связи в Грузии, выполнил заказ. При этом часть от полученной суммы, по данным МВД, пошла на вознаграждение криминальным элементам и должна была поступить в "воровской общак" (эти деньги, как утверждалось, были изъяты у фигурантов дела).

Формально Деметрадзе и еще нескольких человек, задержанных по этому делу, обвинили по статье 223 УК Грузии. Она предусматривает наказание не за конкретные преступления, а за обладание статусом "вора в законе" или же за контакты с "воровским миром".

Статья появилась в грузинском законодательстве после "революции роз", на волне которой новое руководство страны пообещало очистить страну от криминала. Новые власти тогда также приняли на вооружение установку о "нулевой толерантности" к преступности: это означало, что к лишению свободы решено было приговаривать даже тех, кто совершал незначительные преступления (одним из следствий такого подхода стало переполнение тюрем, разгружать которые власти пытаются посредством амнистий и некоторых других мер).

В результате криминальные авторитеты либо оказались за решеткой, либо покинули Грузию, перебравшись в страны ближнего и дальнего зарубежья. Что касается нормы, запрещающей контакты с "воровским миром", то она применяется до сих пор. Не так давно, например, по такого рода обвинениям был задержан родственник известного криминального авторитета Шакро Молодого.

Деметрадзе после задержания заявил о своей невиновности (его слова передал его адвокат). Адвокат футболиста, в свою очередь, заявил, что никаких доказательств вины его клиента у следствия нет и что под стражей он (Деметрадзе) содержится незаконно. "Сам Деметрадзе очень удивлен с тем, что произошло", – добавил юрист.

История с арестом Георгия Деметрадзе вызвала существенный резонанс. Некоторые футболисты выступили в его защиту, обратившись к грузинским властям с просьбой, чтобы арестованному хотя бы изменили меру пресечения. Почти 50 грузинских спортсменов подписали обращение в поддержку Деметрадзе.

Футболист Каха Каладзе (на тот момент он выступал за "Милан", в настоящее время он играет за "Дженоа") заявил, что готов поручиться за коллегу и даже при необходимости предоставить свое имущество для залога. С просьбой об освобождении Деметрадзе он обратился к грузинскому президенту Михаилу Саакашвили и Патриарху всея Грузии Илие II. Каладзе добавил, что будет бороться за освобождение коллеги, а выдвинутые против него обвинения назвал абсурдными.
История с арестом Георгия Деметрадзе вызвала существенный резонанс. Некоторые футболисты выступили в его защиту

Арестованного футболиста поддержал и один из украинских клубов, за которые он играл в прошлом. Донецкий "Металлург" обратился к президенту Грузии, отметив, что готов "обеспечить любые гарантии, в том числе и финансовые", для того чтобы футболисту разрешили выйти на свободу под залог. Гендиректор клуба дал Деметрадзе очень высокую оценку, назвав его выдающимся футболистом и отзывчивым человеком. По его словам, футболисты "Металлурга" считают, что их бывший одноклубник "стал жертвой стечения обстоятельств".

Комментируя это дело, бывший нападающий грузинской сборной Шота Арвеладзе (ныне тренер турецкого "Кайсериспора") высказал мнение, что знакомство с представителями криминального мира – не основание для того, чтобы обвинять человека в каких-то преступлениях. "В Тбилиси все друг друга знают, – отметил он. – А человек, который вырос в этом городе и играл там в футбол, известен всем и каждому…".

Добиться освобождения Деметрадзе его коллеги не смогли. Тбилисский городской суд признал его виновным в связях с "воровским миром" и отправил в тюрьму. В суде, как сообщило агентство "Новости-Грузия", заявили, что такое наказание назначено "исходя из высокого риска опасности для общества". В чем именно, по мнению судей, выражается "опасность" Деметрадзе, не уточнялось.

Следует отметить, что обвинения в каких-либо других преступлениях, по информации агентства, футболисту так и не были предъявлены. То есть, его осудили лишь по статье 223. Еще двое фигурантов дела – упомянутый организатор тотализатора Давид Пеикришвили и некий Давид Гагнидзе – были приговорены соответственно к двум и восьми годам тюрьмы (Гагнидзе также был признан виновным в незаконном хранении оружия).

В грузинской прессе, комментировавшей задержание Деметрадзе, обсуждалась и неофициальная версия событий. Согласно этой этой версии, причиной задержания футболиста и других фигурантов стал конфликт между неким весьма влиятельным грузинским политиком и упомянутым "вором в законе" Вахтангом Кипиани. Утверждалось, что политик имеет бизнес-интересы на Украине (где до недавнего времени проживал Кипиани) и что его тамошний бизнес стал испытывать давление со стороны одного из местных преступных сообществ (как писала грузинская пресса - со стороны "чеченского клана"). Политик тогда якобы обратился к Кипиани за помощью. Однако тот помочь либо не смог, либо не захотел. Именно вследствие этого, как утверждалось, люди, знакомые с Кипиани, и были задержаны грузинской полицией.

Адвокат Георгия Деметрадзе заявила о намерении обжаловать вынесенный ему приговор. Ранее юристы, представляющие интересы футболиста, направили жалобу в Европейский суд по правам человека.

* * *

Вячеслав Самбур в статье "Над пропастью во лжи" на сайте Sports.ru пишет о проблемах российского биатлона.

Биатлонный сезон – постолимпийский, экспериментальный и проходящий – закончен. Он принес мало радости, зато много нелогичности и абсурда. Sports.ru пытается понять причины неудач и погружается в риторику тренеров, "коммуникатора" и руководителей, которые говорили много, но не всегда правду.

"Неудача в Ханты-Мансийске будет означать нашу полную профессиональную несостоятельность" (Владимир Барнашов, 9 января 2011 года).

У прошедшего сезона хватает эпитетов. Лидер по популярности – экспериментальный, что подразумевает элемент угадайки, рискованную игру в "получится – не получится". Другой вариант – постолимпийский, и здесь уже в самом значении заложено оправдание: уходят лидеры, меняются установки, приоритеты, поколения. Перезагрузка, в общем. Третья версия – самая бесцветная, но тоже частая – сезон "проходящий". Закончился, и черт с ним, едем дальше.

При желании можно собрать еще с десяток таких характеристик – и все они не вступают в противоречие между собой. Вариации в зависимости от изначальных ожиданий допускаются, но не настолько существенные, чтобы их нельзя было обобщить: сезон неудачный.

Он стал неудачным гораздо раньше того момента, когда Анна Богалий-Титовец и вся эстафетная четверка опустилась на 19-е место, а взбешенные болельщики в Ханты-Мансийске потребовали для тренеров и руководителей тюрьму.

Редкий фанат имеет возможность постоянно проводить время с любимой командой, доподлинно знать о ее внутренних делах. Но он чувствует, если команда не в порядке, его невозможно обмануть. Некоторые истины вылетают пробками; пробки, в свою очередь, крушат стекла и кому-то бьют прямо в лоб.

Первые ошибки наметились на стыке весны и лета, когда был поименно оглашен новый тренерский состав и уточнены обязанности каждого. Вплоть до главного, которого наделили коммуникационно-организаторскими функциями.

При этом разбег в возрасте, опыте и заслугах между специалистами вроде бы никого не смутил. Сергей Кущенко напирал на идею гармонии между опытом и молодостью. Если рассуждать не так красиво, уже тогда штаб больше походил на (извините уж) винегрет, где по каждой из персоналий возникали вопросы: от "а на своем ли месте?" до "а кто это вообще такой?".

Попытка отказаться от должности старшего – вторая фишка реформы, и на нее тоже можно взглянуть с двух ракурсов. Ее апологеты восхищались равенством и братством, люди чуть менее поэтичные робко говорили об анархии.

Руководство сразу же (это надо признать) объявило, что Кубок мира россиян не интересует, а главная цель – домашний ЧМ-2011, ради успеха на котором всем предлалось потерпеть до марта.

"Кубки мира – коммерческие старты. Государство спрашивает за ЧМ или Олимпиаду. Нужно спокойно подходить к главным соревнованиям. Вся Европа так работает" (Сергей Кущенко, 3 июня 2010 года).

Показательно, что впоследствии абсолютно все золотые медали ЧМ взяли люди из топ-5 тотала. Не россияне.

Конкретные медальные задачи были поставлены в конце осени.

"У нас очень хороший командный дух, каждый полон сил, и в Ханты-Мансийске мы намерены как минимум повторить результат Олимпиады. Этим буду доволен" (Владимир Барнашов, 25 ноября 2010 года).

После напрочь заваленного декабря повеяло легкой паникой. Панику эту организовали не журналисты, просто потому что не журналисты выходили на старты, и собирали антирекорды.

От боссов СБР опять зазвучала знакомая песня про отставание: мол, вместо лабораторий у нас жалкие вакс-кабины, тренеров молодых нет, погоду из интернета узнавать приходится, будто крестьянам. Учитывая почти беспредельные финансовые возможности, такие сетования выглядели малость странно. Уж построить лабораторию на колесах, как у норвежцев, и найти человека, который определит и проанализирует погоду без помощи Яндекса, – не самая страшная проблема.
Тим-менеджеры запросто могут перепутать август с сентябрем, а Раубичи с Тюменью. Не трагедия, конечно, но для организации, где любят подчеркнуть важность каждой мелочи, странный прокол

Занятная деталь – в сборной при этом есть тим-менеджеры. Их функции, честно сказать, понятны не до конца. Зато из нашумевших откровений уволенного Хованцева стало известно, что тим-менеджеры запросто могут перепутать август с сентябрем, а Раубичи с Тюменью. Не трагедия, конечно, но для организации, где любят подчеркнуть важность каждой мелочи, странный прокол. Тут бы даты не напутать, а мы все про лаборатории...

Под Новый год ситуацию попробовал остудить долго молчавший президент СБР.

"Всю ответственность беру на себя — смело критикуйте, критики мы не боимся. Уверен, что результаты придут, и мы все равно будем идти этим путем, потому что считаем его единственно возможным" (Михаил Прохоров, 27 декабря 2010 года).

В чем заключается это "взятие ответственности на себя"? Виноват обычно тренер. В идеале спортсмен зависит только от него. Старшего – того, который работает с подопечным по написанному и утвержденному главным плану. Но то в идеале.

"Сегодня тренер не имеет права выглядеть затертым, не должен находиться в глубокой тени спортсменов" (Сергей Кущенко, 24 апреля 2010 года).

Еще в декабре люди сведущие заговорили о том, что в российской сборной до идеала далеко. Вскользь тему вседозволенности спортсменов затрагивали Анфиса Резцова, Александр Тихонов, Сергей Тарасов, Галина Куклева, Владимир Драчев. Драчеву как раз раньше всех надоело сглаживать углы – о диктате спортсменов он заявил напрямую. И буквально на следующий день был снят с должности консультанта.

Вскоре с утверждением оппозиционера полностью согласился Анатолий Хованцев, знающий вопрос изнутри, пожалуй, лучше всех:

"Часто решал не я – не только по составу, но и по ходу подготовки: кому куда ехать и что делать насаждалось приказом сверху".

Сверху – кто бы это мог быть?

Всплывшая тема консультантов у нас, по изначальной задумке руководства, была тесно связана с темой психологии.

"У российских спортсменов душа ранимая, тонкая. Многие в прошлом сезоне действительно выражали заинтересованность в сотрудничестве с психологами. Однако пока мы видим в этой роли наших тренеров-консультантов" (Сергей Кущенко, 8 июня 2010 года).

Автор лично общался с двумя из трех консультантов (Берланд не в счет) – Драчевым и Куклевой. Они лишь по разу приезжали на сборы, а потом контакт с СБР пропал.

"Мы с большим уважением относимся к Владимиру Драчеву, как к спортсмену, но с ролью консультанта сборной России, на которую его приглашали в начале сезона, он не справился. Но при этом остальные консультанты сборной – Галина Куклева и Сергей Чепиков в этом сложном сезоне с нами продуктивно сотрудничали" (Сергей Кущенко, 9 марта 2011 года).

Подвохов два. Первый: почему Драчев с обязанностями не справился, а Куклева, оказывается, продуктивно сотрудничала, если оба посетили только один сбор?

Второй подвох – впечатления Анатолия Хованцева:

"Приглашение Драчева – отличная идея. Его работа очень понравилась мне и девчонкам. Драчев успел поработать почти со всеми и подсказал много полезного. К сожалению, одним сбором наше сотрудничество закончилось. После Отепя я попросил Барнашова, чтобы Драчева пригласили еще. Но получил отказ. Возможно, сказались личные отношения между ними".

На всякий случай – мнение третьей заинтересованной стороны – самого Драчева: "Барнашов узурпировал власть в сборной".

И про психологов, чьи функции должны были взять на себя консультанты. Екатерина Юрлова – человек с дипломом психолога, в ходе ЧМ честно призналась, что ей лично очень помог бы специалист соответствующего профиля. И не только ей, а, допустим, той же Слепцовой, которую после микста пришлось буквально восстанавливать по винтикам.

Сегодня уже известно, что как минимум Хованцев был фигурой, по сути, формальной, принимающей решения далеко не всегда. Зато Владимир Барнашов что-то корректировал, пересматривал и в конечном счете рулил. А еще много и подробно рассказывал про спортивный принцип отбора в команду. Но принцип в итоге, как у нас часто случается, отодвинули в сторону.

"У нас четкая и прозрачная система отбора и заявки спортсменов. Главный тренер имеет право по неспортивным показателям добавлять одного человека. Своего рода – ниша для проявления интуиции. Спорт – это химия интуиции" (Михаил Прохоров, 14 марта 2011 года).

Насколько система отбора ясная и прозрачная, свидетельствует внезапный приезд в Ханты-Мансийск Анастасии Токаревой и ее абсурдное выступление в спринте и преследовании. Сама Токарева, понятно, не виновница, а жертва. Как вообще получилось, что на чемпионате мира в стартовом коридоре спринта стоял и так-то по спортивным качествам не выдающийся, плюс еще и абсолютно не готовый к гонке человек? Нахимичили, короче, с интуицией.

Сейчас стоит вернуться к эпиграфу. Это не та фраза, которую подлый журналист может исказить либо вырвать из контекста. Она и так способна существовать вне контекста и, произнося ее, Барнашов знал, на что идет.

Какие теперь планы-то, Владимир Михайлович?
XS
SM
MD
LG