Ссылки для упрощенного доступа

История трагедии над Боденским озером далека от завершения


Программу ведет Андрей Шароградский. В программе принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.

Андрей Шароградский: Прошло более двух лет со дня трагедии в небе над Германией, когда в воздухе столкнулись самолет ТУ-154, принадлежащий Башкирским авиалиниям, и грузовой Боинг-757 компании DHL. В результате авиакатастрофы погиб 71 человек, из них 52 ребенка.

История над Боденским озером далека от завершения, хотя уже опубликован официальный отчет немецкой комиссии из Брауншвайга, руководство диспетчерской компании Skyguide признало свои ошибки и принесло официальные извинения родственникам погибших пассажиров, часть потерпевших получили материальные компенсации.

О тех, кто отказался от денег и намерен привлечь к суду виновников трагедии, рассказывает вернувшийся из Уфы наш специальный корреспондент Мумин Шакиров.



Мумин Шакиров: Южное кладбище в Уфе стало вечным пристанищем для большинства пассажиров упавшего в Германии ТУ-154. На главной аллее похоронены 53 жертвы авиакатастрофы, иные погребены на исторической родине - в Белоруссии и на Северном Кавказе. На каждой могиле сделан капитальный фундамент, на который установлен прямоугольник из красивого черного камня с портретами, выполненными в технике «габро», справа - имена и фамилии, годы жизни. Последняя дата у всех одна - 02 июля 2002 года.

Филолог Башкирского госуниверситета Розалия Юсупова раз в неделю приходит на могилу к сыну Руслану и каждый раз кладет на черный камень белые розы.

Розалия Юсупова: Каждую субботу. Если в субботу не получается, значит, в воскресенье прихожу. Сыну 20 лет всего было, такой был парень. Многие говорили, что на современную молодежь не похож, серьезный с детства был. Столько было планов, столько было надежд...

Мумин Шакиров: Розалия Юсупова, как и многочисленные родственники 30 погибших пассажиров, отказались от материальных компенсаций, предложенных компанией Skyguide. Интересы этой группы потерпевших из Башкирии защищает американская юридическая контора Podhurst. В конце июня 2004 года, адвокаты и их клиенты из Уфы подали иски в Испании и в США на компанию Skyguide и на ряд американских фирм, производящих навигационное оборудование для самолетов.

Между тем, год назад благодаря немецкой адвокатской конторе Giemulla & Assosiates первые выплаты были произведены родным и близким 12 членов экипажа ТУ-154. По разным оценкам, потерпевшие получили от 100 до 200 тысяч долларов за каждую жертву. В настоящий момент оформляются документы по денежным выплатам коллективу родственников, чьи интересы защищает другая немецкая юридическая фирма - Dr. Vehlow & Wilmans. Речь идет о сумме в 150 тысяч долларов США за каждого погибшего пассажира.

На такие условия категорически не согласны родители детей, работающих с американскими юристами из фирмы Podhurst. Врач уфимской городской больницы Галина Нелюбина, потерявшая в авиакатастрофе пятнадцатилетнюю дочь Елену, намерена привлечь к ответу в первую очередь диспетчерскую компанию Skyguide.

Галина Нелюбина: Для меня, как и для многих родителей, потерявших ребенка, во многом это за собой цепочку повело и болезней наших, и других поломок в наших судьбах. Вот соразмерной ценой для меня лично было бы закрытие или разорение этой компании. Когда нам компания прислала извинения, запоздавшие на два года, и приложенный на трех страницах перечень технических дефектов в работе (Skyguide нам докладывала, что они уже то исправили, это исправили, опираясь на факты технические), мое мнение еще более укоренилось, что такая компания должна понести какое-то серьезное наказание.

Мумин Шакиров: Те, кто внимательно следит за этой затянувшейся историей с выплатой денег папам и мамам погибших детей, скептически оценивают шансы группы Podhurst, которая намерена выиграть суды в Европе и США. Родственники оценивают свои моральные потери в десятки миллионов американских долларов. Сотрудник башкирского правительства Александра Григорьев стал одним из тех, кто в самый последний момент отказался от услуг немецких адвокатов Gerrita Wilmans и Михаэля Витти и перешел в группу Podhurst.

Александр Григорьев: Когда Витти трижды повторял, что "альтернативы у вас никакой нет", я говорю: "А если я хочу все-таки в судебном порядке дальше идти?" Они мне ответили, что "вы можете вообще здесь все проиграть". Тогда я согласен, пусть я все проиграю. В принципе, на этом и закончилось, я подписал, как и все, предварительное согласие на получение этой суммы. Потом приехал на работу - и у меня на сердце тяжело, как будто я что-то неправильно сделал. Я позвонил туда и говорю: "Я все-таки от этой подписи отказываюсь и, наверное, с американскими адвокатами буду продолжать дальше".

Мумин Шакиров: Александр Григорьев - не единственный потерпевший, кто ушел от одних юристов к другим. Гораздо раньше это сделали родственники 11-ти жертв авиакатастрофы. Среди них - ныне технический координатор группы Podhurst Зульфия Ахметова. В небе над Боденским озером она потеряла сына Арсена.

Зульфия Ахметова: Я вначале подписала договор с компанией Vehlow & Witti, но после того, как мы предложили более улучшенный вариант договора (который нас не устраивал), они вначале вроде бы согласились, а потом сказали: "Нет, мы не будем менять договор, оставим таким, какой есть". Я позвонила сама в Германию, начали с ними разговаривать - и такой ответ услышала, типа того, что "вы там вообще ничего не соображаете, и делайте то, что мы вам говорим". Я говорю: "Если вы меня не уважаете сейчас, то почему я должна работать с вами?" То есть я сказала, что не буду с ними работать. А потом получилось так, что как раз подъехал представитель фирмы Podhurst, мы сидели в зале, клиенты, и мы все были как бы очарованы этим адвокатом, он нам очень понравился, сразу вошел в доверие. И когда наша группа из 11 человек заявила о том, что мы уходим из этой адвокатской конторы, как они себя повели - мы еще раз убедились, что мы приняли правильное решение.

Мумин Шакиров: Пожалуй, самая тяжелая ситуация среди потерпевших из Башкирии у уфимского строителя Владимира Савчука. На борту того злосчастного ТУ-154 находились его жена Ирина и двое детей, Владислав и Вероника. Все они погибли. Владимир Савчук остановил свой выбор на юридической фирме Podhurst, хотя Юлия Федотова, координатор другой группы родственников, всячески уговаривала его присоединиться к команде немецкого адвоката Михаэля Витти.

Владимир Савчук: Во-первых, Витти тоже, как говорится, сразу начал, что никаких обещаний... Мне обещания не нужны, мне нужно справедливое решение, объективное, чтобы знать долю каждого - кто виноват, насколько виноват. Я вот это хочу все выяснить, чтобы это было по полочкам разложено, вся вот эта информация, как говорится, все названо своими именами. Не нужны мне, честно говоря, эти деньги. Я работаю, я себя обеспечиваю, мне достаточно.

Мумин Шакиров: Трагедия над Боденским озером - это невероятное стечение всех обстоятельств, приведших к гибели двух самолетов. А неразберихи в этой поездке было много. Дети из Уфы должны были лететь прямым рейсом в Барселону, однако представители башкирского комитета по делам ЮНЕСКО настояли на перелете из Москвы. Не у всех членов группы были готовые визы - и они намеревались утрясти эти вопросы в Москве и поехали из Уфы в столицу на поезде. Вторая осечка вышла, когда детей пытались отправить чартерным рейсом Москва-Барселона через аэропорт Домодедово. На самом деле самолет вылетел из Шереметьево - тогда детям запретили звонить домой и беспокоить родителей. И, наконец, руководитель группы Дим Хужин, его дети и жена, которая должна была ехать в Испанию в качестве врача группы, не получили визы и остались в Москве. Родители считают, что они не имели права отправлять детей одних.

И на все эти вопросы хотят получить ответы потерпевшие из группы Podhurst. А главное, они рассчитывают на судебные инстанции Испании и США, которые должны выявить истину и вынести приговор потенциальным виновникам трагедии.

Андрей Шароградский: В завтрашнем выпуске программы «Время свободы» Мумин Шакиров расскажет о тех потерпевших, которые согласились принять компенсации, предложенные диспетчерской службой Skyguide, взявшей на себя ответственность за гибель авиапассажиров над Боденским озером.

XS
SM
MD
LG