Ссылки для упрощенного доступа

Катастрофа российской атомной подлодки «К-159»


Иван Толстой: Катастрофа в Баренцевом море списанной российской атомной подлодки «К-159» вызывает у специалистов вопросы, в которых может разобраться только следствие.

Слово Виктору Резункову.

Виктор Резунков: По мнению председателя петербургского клуба моряков-подводников капитана первого ранга в отставке Игоря Курдина, потонувшую сегодня подводную лодку К-159 необходимо поднять со дна Баренцева моря для дальнейшей утилизации - это вопрос экологической безопасности всего региона.

Игорь Курдин: Мое мнение личное заключается в том, что подводная лодка К-159 затонула недалеко от острова Кильдин, это практически на входе в Кольский залив, и этот район считается районом интенсивного судоходства и рыболовства. Поэтому лежащая там на грунте атомная подводная лодка с двумя ядерными реакторами, из которых зона не выгружена, а зона – это ядерное топливо, она, безусловно, представляет потенциальную опасность для судоходства и рыболовства в этом районе. Поэтому, если будет принято решение о подъеме лодки, - это будет правильно.

Виктор Резунков: На находящихся в так называемом дивизионе отстоя в Гремихе старых подводных лодках проводятся технические мероприятия, направленные на обеспечение ядерной и радиационной безопасности. Проводится консервация первого контура ядерного реактора специальными растворами и стопорение компенсирующих органов реактивности ядерного реактора, обрезаются кабели питания, с лодок выгружается боезапас. Но сами ядерные реакторы с лодок удаляются лишь на одном из нескольких заводов уже после транспортировки самой лодки. К–159 транспортировалась на завод СРЗ-10 в город Полярный, и ядерные реакторы с нее не были сняты. Игорь Курдин по этому поводу говорит.

Игорь Курдин: Все мероприятия, которые вы перечислили, они, безусловно, были проведены, поскольку так положено, и никаких сомнений у меня в этом нет. Гремиха в настоящее время представляет собой уже не военно-морскую базу в полном смысле этого слова, а базу отстоя. Эти лодки просто стоят у причалов по несколько корпусов в ряд, их там находится 30-40 единиц. И никаких мероприятий с ними по предварительной разделке, выгрузке оборудования не проводится, просто Гремиха не обладает такими техническими возможностями. В свое время, когда там была флотилия, там была специальная перегрузочная база, которая и осуществляла выгрузку ядерного топлива, потом в начале 90-х она была ликвидирована.

Виктор Резунков: По мнению Игоря Курдина, следствие должно на месте разобраться. В чем заключались нарушения правил буксировки лодки К-159.

Игорь Курдин: Говорить об этом сидя в Москве или в Петербурге, по меньшей мере, несколько некорректно. Да, кто-то должен был отвечать за безопасность, за то, чтобы эти понтоны были приварены, но в море всякое случается. И сейчас задача следствия, а мы знаем, что на Северный флот вылетел главный военный прокурор, выяснить, все ли было предусмотрено для обеспечения безопасности тех десяти людей, которые находились на борту этой лодки.

Виктор Резунков: Председатель петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин убежден, что штаб, который планировал переход подводной лодки К-159 из Гремихи в Полярный, учел прогноз погоды на весь период перехода.

Игорь Курдин: Вы можете посмотреть на любом сайте в Интернете прогноз погоды, в том числе и по району Баренцева моря. Я вам хочу сказать, что, проплавав на Северном флоте более 20 лет, что летний период до августа включительно считается наиболее благоприятным, и поэтому операции по транспортировке лодок проводятся летом, по август включительно. Такой сезон штормов, как мы называем, осенне-зимний период, когда проводится даже специальная подготовка всех кораблей к плаванию в этот период, начинается с 15 сентября. Поэтому, безусловно, прогноз погоды был, и он был учтен. И то, что сейчас говорят, что волнение моря в районе затопления подводной лодки К-159 около трех баллов, поверьте, три балла – это не штормовая погода, это нормальная погода. Поэтому прогноз погоды учитывался и говорить, что кто-то его не учел, я не думаю, что это правильно.

Виктор Резунков: самый главный вопрос, на который должно ответить следствие, по мнению Игоря Курдина, заключается в следующем: почему ан лодке К-159 находились люди? Зачем? Почему нельзя было проводить транспортировку лодки без моряков на ее борту? А если они уж там находились, то все ли было сделано для того, чтобы обеспечить их безопасность?

Игорь Курдин: Было ли обеспечено все, с точки зрения безопасности этих людей? На мой взгляд, эту лодку нужно было надежно заполнить полистиролом, надежно приварить понтон и тащить ее без всяких людей. И вот если эти люди погибли, значит кто-то что-то не додумал. У них должны быть специальные гидрокомбинезоны с утеплителем и аварийно-спасательные плоты, которые должны находиться на мостике подводной лодки. И как только была обнаружена угроза затопления подводной лодки, поверьте, она же не мгновенно затонула, эти люди должны были покинуть эту подводную лодку. Было ли так это предусмотрено - вот этот вопрос, на который ответит, скорее всего, только следствие.

XS
SM
MD
LG