Ссылки для упрощенного доступа

Планы российских властей по возвращению на родину чеченских беженцев в Ингушетии


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют ведущий программы Радио Свобода "Кавказские хроники" Олег Кусов и член совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.

Андрей Шарый: Соглашение между Ингушетией и Чечней, подписанное главами республик Муратом Зязиковым и Ахмадом Кадыровым, предусматривает возвращение беженцев в Чечню в течение трех ближайших месяцев. По мнению многих российских правозащитников, эта инициатива властей может резко обострить обстановку в Чеченской Республике. Рассказывает Олег Кусов:

Олег Кусов: Мурат Зязиков и Ахмад Кадыров готовы выполнить обещание, данное Кремлю - совместными усилиями вытеснить беженцев из Ингушетии в Чеченскую Республику. Оба руководителя и не скрывают, что являются ставленниками Москвы. Кадыров руководителем республики назначен, Зязиков избран при внушительной поддержке Центра. В такой ситуации чиновники, как правило, на обещания не скупятся. Даже несмотря на то, что чечено-ингушское соглашение, подписанное в среду в Грозном, - из разряда невыполнимых. Сегодня власти не располагают ресурсами, чтобы насильно переместить более ста тысяч человек из одной республики в другую. Люди бегут от боевых действий, а не наоборот. Зязиков и Кадыров объясняют свои намерения заботой о беженцах, которые очередную зиму должны встретить в теплых квартирах, в так называемых общежитиях для временного проживания. Беженцы уже третий год заявляют, что им нужна безопасность, а не возможность на время поселится в теплых комнатах в общежитиях. Но слышать их, по всей видимости, не хотят. Говорит член совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов:

Александр Черкасов: Как показывают данные опросов, проведенных среди разных групп вынужденных мигрантов, живущих в лагерях, в частном секторе, приблизительно 75 процентов из них готовы были вернуться, если в Чечне установится стабильная и безопасная обстановка. Немедленно были готовы возвращаться только считанные проценты, и около четверти не собирались туда возвращаться вовсе. Насильственное возвращение людей в Чечню будет преступлением. С другой стороны, нужно ли возвращать всех и возможно ли это? Оказывается, в настоящее время в Чечне есть места для размещения семи, от силы десяти тысяч человек. Вряд ли за ближайшие месяцы удастся отремонтировать или построить жилье больше, чем еще на несколько тысяч. В лагерях, в городках вынужденных переселенцах проживают далеко не все. На самом деле, это меньшинство. Издали это напоминает, наверное, римские военные лагеря времен империи, внушительное зрелище... И по странному совпадению именно в район станицы Слепцовской сейчас и вводится 503-й мотострелковый полк 19-й мотострелковой дивизии 58-й армии. Утверждается, что этот полк туда вводится для прикрытия административной границы Чечни и Ингушетии, поскольку нужно не допустить проникновения боевиков, а полк с горнострелковой подготовкой. Но простите, район станицы Орджоникидзевской - это равнина и рядом невысокое всхолмье, Сунженский хребет, тоже голый, непокрытый растительностью... Проникновения боевиков отмечаются южнее, в Ассиновском ущелье, где действительно горы, покрытые лесом, и это направление прикрывают Внутренние войска. Но почему-то полк направляют не туда, а в район, где расположены основные лагеря беженцев. Это вселяет тревогу. В последние месяцы, после ухода Руслана Аушева с поста президента, Ингушетия перестала быть безопасной зоной для вынужденных переселенцев. Пока это не так заметно, однако, уже десяток человек, задержанных в Ингушетии федеральными силовыми структурами, затем были вывезены в Чечню. Некоторые из них исчезли.

Олег Кусов: К примеру, замыслы федерального и ингушского руководства сбылись, и чеченские беженцы оказались на территории Чечни - к чему это приведет?

Александр Черкасов: Боюсь показаться пессимистом, но это может изменить ход контртеррористической операции на территории Чечни. Население Чечни после многократных "зачисток", после многократных жестокостей и унижений, после многочисленных исчезновений людей - ненавидит только одну сторону, тех, кто проводит эти "зачистки". Достаточно поднести спичку, и все это вспыхнет. Если убрать возможность выезда в Ингушетию, людей просто лишат выбора, и тогда - тогда возможно все, возможно, что люди поднимутся.

Олег Кусов: Правозащитники считают, что оказать давление на российское руководство с тем, чтобы оно отказалось от насильственного перемещения беженцев в Чечню, могут только влиятельные международные организации. Ингушетию уже не раз в последние годы пытались втянуть в войну. Бывшему президенту Руслану Аушеву удавалось нейтрализовать эти попытки, которые предпринимались обеими противоборствующими сторонами. Зязиков отступил перед Кремлем сразу. Силовые структуры России и Ингушетии, очевидно, уже готовятся к выполнению указаний политиков о наведении в лагерях беженцев порядка. Власти почему-то не хотят думать о том, что люди, возвращенные силой на территорию боевых действий, будут вынуждены взять в руки оружие, даже для того, чтобы защитить себя от произвола. Противостояние получит новый импульс.

XS
SM
MD
LG