Ссылки для упрощенного доступа

Международная конференция "Петр, Пушкин, Сталин и русская культура"


Татьяна Вольтская, Санкт-Петербург: В Пушкинских горах прошла международная конференция "Петр, Пушкин, Сталин и русская культура". Ее участники размышляли об особенностях тоталитарной культуры. Как мы строим и разрушаем социальные мифы - эта тема была главной для собравшихся в Михайловском историков и писателей. Тоталитарное государство вырабатывает свою поэтику, еще малоизученную. К текстам тоталитарной культуры можно подходить и с точки зрения психоаналитика, особенно изучая соотношение между психологией и идеологией. Культура, не вписывающаяся в тоталитарную схему, постепенно освобождается от мифов. Тоталитарная, наоборот, держится за них до последнего. Сохранению и возрождению мифов способствует, прежде всего, литература. Этой теме был посвящен мастер-класс известного израильского слависта Михаила Вайскопфа. Образ Ленина у Маяковского проецируется, во-первых, на образ Петра, считает Вайскопф, а во-вторых на евангельскую модель, на образ Христа и партии, как "Невесты Христовой".

Михаил Вайскопф: Церковь есть Невеста Христова и Тело Христово, и мы видим очень четко, как в гимне партии у Маяковского срабатывают обе эти модели. Гимн партии начинается с упоминания о жене. "Единица - вздор, единица - ноль, кто слышит? Разве жена". Это выражение симптоматично. А дальше описывается сама партия: "Партия - это рука миллионнопалая, сжатая в единый громящий кулак, партия - это миллионов плечи, друг к другу прижатые туго". Партия - становой хребет рабочего класса. Туловище построено: руки, плечи, хребет, головы не хватает. Мозг класса - вот что такое партия.

Татьяна Вольтская: Михаил Вайскопф говорит, что Ленин на броневике, фигура, вздымающаяся над железным зверем - это проекция Медного всадника, простирающего длань с коня. В воспоминаниях Троцкого о своем детстве воспроизводятся мотивы библейского рая. Отдельная тема - анализ языка вождей. Ленин, Сталин, Троцкий становятся мифическими фигурами, и в фольклоре, и у таких писателей, как Булгаков и Олеша. В последние годы намечается синтез старых имперских и новых советских мифов.

Михаил Вайскопф: В России не произошло того, что в Германии называлось денацификацией. Иначе не было бы памятников Ленину, и то, что есть улица Ленина, улица Свердлова - представьте себе в Германии Гитлерштрассе или Герингштрассе, или памятник фюреру где-нибудь стоит - это абсолютно немыслимо. Здесь этого не произошло, и мне кажется, это то подводное течение, которое угрожает размыванием не столь уж устойчивого здания российской демократии.

Татьяна Вольтская: Происходит замалчивание трагедии, но если делать вид, что никакого рокового обрыва в русской истории не было, что советский период - естественное продолжение предыдущей эпохи, то имперские мифы никогда не потеряют своего зловещего обаяния, оставаясь наперекор времени живее всех живых.

XS
SM
MD
LG