Ссылки для упрощенного доступа

Смерть Лени Рифеншталь


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Евгений Бовкун и Татьяна Вольтская, и режиссер Олег Ковалов.

Андрей Шарый: В Баварии на 102-м году жизни скончалась Лени Рифеншталь, легенда мирового кино ХХ века. Ее фильмы "Олимпия" - об Олимпийских играх в Берлине, и "Триумф воли" - о съезде нацистов в Нюрнберге, признаны шедеврами кинематографа и осуждены за прославление идеологии нацизма и расизма. Ленты Рифеншталь изучались на кинофакультетах всего мира, но были запрещены в Германии. Рассказывает корреспондент РС в Бонне Евгений Бовкун:

Евгений Бовкун: Лени Рифеншталь, танцовщица, режиссер, фотограф, автор мемуаров и актриса, сделавшая головокружительную карьеру при Гитлере, умерла в возрасте ста одного года под Мюнхеном. На той самой вилле, где она была вынуждена поселиться после войны, поскольку в Берлине ее признали попутчицей национал-социалистов и лишили всего имущества. Она умерла во сне, хотя до этого мучилась страшной бессонницей и принимала сильно действующие болеутоляющие средства, поскольку страдала раком. Болезнь открыли у нее сравнительно недавно, а три года назад она с трудом пережила крушение вертолета, летая на фотосъемки в Африку. Но Лени Рифеншталь любила рисковать и создавать эффекты. Как-то она набросилась с кулаками на одного режиссера, который просил ее разъяснить ему содержание "фашистской эстетики".

Многие деятели современной германской культуры признавались, что никогда не смогут объективно оценить роль этой женщины в искусстве и политике, ввиду неразрешимости классического конфликта между эстетикой и моралью. Одни продолжают ее ненавидеть, другие пытаются разграничить творчество Рифеншталь на периоды "до и "после" национал-социализма. Одни говорят о намеренном приукрашивании преступного режима с помощью художественных средств. Другие по-прежнему восхищаются ее критериями эстетики.

Карьера Рифеншталь началась в Берлине в начале двадцатых годов. Она собиралась стать балериной, но повредила коленку и пошла в актрисы. В 1931-м году основала собственную киностудию и сняла фильм "Голубой свет", получивший год спустя серебряную медаль на фестивале в Венеции. В 1932-м она познакомилась с Гитлером, сразу же испытав спонтанное влечение к нему лично и к движению национал-социализма. Гитлера же покорил ее знаменитый "танец на берегу моря". В том же году он поручил ей снять фильм о партийном съезде НСДАП в Нюрнберге. Она назвала ленту "Победа веры", но фюрер изменил название на "Триумф воли". Лента получила золотую медаль: сначала в 1935-м году в Венеции, а потом в 1937-м в Париже. Рифеншталь всегда утверждала, что причиной успеха этого и других ее кинодокументов была не идеология, а эстетика. Бывшая красавица не постеснялась признаться в мемуарах, что находилась под влиянием "личности Гитлера" и только позже распознала в нем "демоническую силу". После войны она утверждала, что ничего не знала о концлагерях. Ей не поверили, американцы посадили ее в тюрьму. Выйдя на волю, она уехала в Баварию и занялась художественной фотографией. Ее последние работы весной этого года были показаны на вставке в Боннском историческом музее, вызвав, разумеется, демонстрации протеста. Лени Рифеншталь до самого последнего времени поляризовала вокруг себя общественное мнение.

Андрей Шарый: О личности Лени Рифеншталь и ее творческом наследии корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская беседовал с петербургским режиссером, исследователем творчества Рифеншталь Олегом Коваловым:

Татьяна Вольтская: Судьба Хелены Берты Амалии Рифеншталь, родившейся 22 августа 1902-го года в семье богатого коммерсанта, удивительна и парадоксальна. Вначале она мечтала стать балериной и театральной актрисой, и весьма преуспела на этом поприще. Затем она стала сниматься в так называемых "горных" фильмах. Потом на место мечты о карьере звезды пришла мечта о карьере режиссера. В 1932-м году Лени Рифеншталь сняла свой первый фильм "Голубой свет". Его посмотрел Адольф Гитлер и предложил ей снять документальное кино о нюрнбергском съезде нацистской партии. В распоряжении молодого режиссера оказалось 30 камер, 36 операторов и около 80 помощников. Так появился фильм "Триумф воли", затем еще более грандиозный фильм, посвященный Олимпийским играм 1936-го года, вошедший в десятку лучших фильмов мира. И техника, и способы съемки впоследствии стали классическими, но эти работы стали для автора роковыми. В 1947-м году Лени насильно поместили в психиатрическую клинику, судили как военного преступника, обвинив в том, что она снимала хронику по заказу Третьего рейха. Трибунал ее оправдал, но мир не забыл сотрудничества с Гитлером, после войны из задуманных ею фильмов ни один не был снят. На мой вопрос, нравятся ли ему фильмы Рифеншталь, петербургский режиссер Олег Ковалов ответил, что, как эстету и режиссеру, да, а как человеку нет.

Олег Ковалов: Это очень сложный феномен, когда талантливый человек все-таки продает душу дьяволу. Маяковский, Эйзеннштейн, Вертов - гениальные люди, но когда они воспевали, у них была некая рефлексия, тайное знание о природе власти, Лени Рифеншталь была уникальным человеком, в фильмах которого не было драматизма. Это чистое воплощение как бы "поэтической" идеи нацизма в чистом виде. С другой стороны, спасибо ей за то, что она сняла все это на экране.

Татьяна Вольтская: Ну, конечно, стоит представить, например, что кто-то умудрился снять документальный фильм о строительстве пирамиды Хеопса, вряд ли мы стали бы рассуждать об аморальности рабского труда. Мы говорили бы, прежде всего, об исторической ценности этих кадров и о художественных достижениях...

Олег Ковалов: Я считаю, что время Лени Рифеншталь еще, может быть, впереди. Когда мы говорили с Евгением Лефитом про феномен Лени Рифеншталь, он говорит: "Ну и что, снимала она каких-то уродов в грубых рубашках со свастиками, ну, уйдет время, мы забудем, как их звали, а прекрасная геометрия кадров останется".

Татьяна Вольтская: Олег, вот что мне кажется парадоксальным, содержащим скрытую иронию: Лени Рифеншталь снимала чудовищ, вампиров, служителей смерти, а ей самой была дана смерть во сне, которую принято называть смертью праведников.

Олег Ковалов: К счастью, она нашла в себе мужество и достоинство дистанцироваться и от нацизма, и от либеральных политиков, которые мало что понимают в искусстве. Кроме того, очень приятно то, что Лени Рифеншталь не была расисткой. Когда она снимала фильм "Олимпия", она воспела победу, скажем, чернокожих спортсменов, спортсменов из Азии, она поражала тем, что у нее была такая мощная, витальная жизненная энергия. И мы читали роман великого писателя Томаса Манна "Доктор Фаустус", где Господь дает заблудшему композитору небытие. Он не оценивает художественные произведения композитора, а он оценивает то, что он в них вложил много труда. Она - кинематографист, который вложила огромный труд и талант в ту же "Олимпию". И это дело, само по себе, мне кажется, богоугодное.

Татьяна Вольтская: Видимо, потому, что, снимая убийц, сама Лени Рифеншталь воплощала собою жизнь, теперь ее фильмы, воспевающие фашизм, читаются как антифашистские.

Олег Ковалов: Великий режиссер Луис Бюнюэль, когда его попросили сделать антифашистскую картину в 30-е годы, он не стал перемонтировать Триумф воли, он не стал трогать ни монтаж Рифеншталь, ни музыку, фильм шел полтора часа, стало 40 минут, и он стал безумно страшным. Американцы сказали: "Что ты сделал?" Он сказал: "Ну, она снимала тигра, вот я и показал им тигра".

XS
SM
MD
LG