Ссылки для упрощенного доступа

Итоги кинофестиваля в Сан-Себастьяне - главную премию получил фильм Дито Цинцадзе


Андрей Плахов, Сан-Себастьян: Последние дни фестиваля в Сан-Себастьяне заметно улучшили впечатление о конкурсной программе. Овации в фестивальном зале вызвал фильм дебют Питера Веббера "Девушка с жемчужной серьгой" – история создания знаменитого полотна Вермеера и отношений художника с его моделью. Фильм доставляет, прежде всего, оптическое наслаждение. Происходит это благодаря Дену Ван Озу, художнику, работавшему с Питером Гринуэеем и оператору Эдуардо Серра. Последний был отмечен призом за лучшую операторскую работу. В сущности, жюри могло бы отыскать в "Девушке" и другие достоинства, в частности, актерские, хотя с трудом верится, что гениальный художник был таким красавцем, как Колин Ферс. Сыграл этот модный актер неплохо, а его партнерша Скарлетт Йоханссон по праву считается восходящей звездой Голливуда. Но жюри под председательством Гектора Бабенко решило наградить не модных голливудских актеров, а испанских из фильма "Возьми мои глаза" Лайю Марулл за женскую роль и Луиса Тосара за мужскую.

Без награды осталась и Кейт Бланшетт, талант которой оказался бессильным перед штампованной режиссурой Джоэля Шумахера в фильме "Вероника Герин", где актриса играет героиню ирландского народа, ставшую жертвой наркомафии. Заслужил награду за режиссуру кореец Бонг Джон-Хо чей фильм "Воспоминания об убийстве" замечателен уже тем, что смещает все жанровые границы и разыгрывает зловещий сюжет из истории криминалистики, как философскую или социальную комедию. Наконец, два фильма, получивших самый высокий призовой рейтинг, это Станционный агент американца Тома МакКарти - спецприз жюри, и "Боящийся оружия" Дито Цинцадзе - главный приз "Золотая раковина". Оба об одиноких людях, хотя по жанровому решению и режиссерской философии они существенно отличаются друг от друга. Американский фильм, действие которого происходит в Нью-Джерси - дитя независимого кино и телевизионной драмы. Фильм немецко-грузинский - продукт более сложного культурного синтеза. Это история пацифиста, который в борьбе со своим одиночеством начинает бряцать оружием, абсурдистская драма маленького человека, который, следуя заветам Хичкока, старается очень осторожно передвигаться в этом небезопасном мире, но обязательно попадает впросак.

Цинцадзе, не порывая связей с Грузией, начал снимать Европу маргиналов, иммигрантов, горе-убийц, так называлась его предыдущая лента, и вот сегодня горе-пацифистов. Его мир почти так же устойчив в своей абсурдности, как у Отара Иосселиани, который ценит его, как режиссера близкого по духу. Теперь к "Серебряному леопарду", полученному 10 лет назад в Локарно, Дито Цинцадзе добавит в свою призовую коллекцию сан-себастьяновскую "Золотую раковину".

Что касается российского кино, то успехом можно считать уже участие в конкурсе дебютов фильма Геннадия Сидорова "Старухи", приза он правда не получил, но был очень тепло встречен публикой. После нескольких лет отсутствия наши фильмы, начиная с прошлогоднего "Любовника", все же возвращаются в Сан-Себастьян, напоминая о тех временах, когда на этом фестивале фаворитами были советские режиссеры, неважно, русские, молдаване или грузины.

XS
SM
MD
LG