Ссылки для упрощенного доступа

Шумотека Свердловской киностудии


Передачу ведет Светлана Толмачева. Принимает участие корреспондент "Радио Свобода" Сергей Соловьев.

Светлана Толмачева: Этот час прямого эфира, подготовленный совместно с омской телерадиокомпанией "Антенна 7", продолжает репортаж из Екатеринбурга. На Свердловской киностудии постепенно внедряются современные технологии хранения и записи кино- и аудиоархивов. Звуковой архив составляет почти 8 тысяч часов разных звуков и шумов, которые используются в озвучивании фильмов. До сих пор так называмая шумотека хранилась на магнитной ленте. Сохранность накопленного за 45 лет уникального материала была под угрозой. За процессом перевода звукового архива киностудий на цифровые носители наблюдал екатеринбургский корреспондент "Радио Свобода" Сергей Соловьев.

- Алябьев. "Соловей". Исполняется на руках.

- Начинать, да? (Звучит мелодия.)

Сергей Соловьев: Эту запись я нашел в шумотеке Свердловской киностудии. Съемочная группа, возвращаясь из командировки, встретила исполнителя на одном из сибирских вокзалов. Звукорежиссер, что называется, просто не смог пройти мимо и включил микрофон, а, вернувшись в студию, сдал пленку в архив. Это обычная практика. Звуковой архив (его тут называют просто шумотека) создавался общими усилиями и относятся к нему режиссеры, как к общему достоянию. Коричневая 8-миллиметровая пленка, к сожалению, не вечна. Вот эти два стеллажа от пола до потолка заняты рулонами с пленкой и уже переведены на лазерные диски, то есть теперь эти звуки - шумы, как их называют специалисты, - будут храниться вечно. Понятно, что это специальный термин, но не поворачивается язык называть шумом вот, скажем, пение соловья. На этом рулончике их сразу десяток. Все разные. Это важно для звукорежиссера - значит, есть выбор. Вот соловей в лесу. Записала Зинаида Миркина. Она сейчас в Америке, а ее соловей здесь. (Звучит запись пения соловья.) Это соловей городской. (Звучит запись.) А на этой полке куранты со всего мира. Это вот нивьянские. Оказывается, играют больше десятка мелодий. (Звучит запись.) Специально для наших коллег из пражской редакции Радио Свобода пражские куранты. (Звучит запись.) Вот полка "Паровозы", отдельный раздел "Паровозные гудки". Здесь будильники, дальше домашние животные, цыплята, например, есть. Есть проход стада - отдельно с колокольчиками, отдельно без. Плеск озерной воды. А на этой коробке написано: "Пинают консервную банку по асфальту".

- Послушаем сейчас предыдущее кольцо вместе с этим.

- А, понятно, понял. Все, сейчас дам.

- Исаков Иосиф Петрович. Участник хора слабовидящих...

Сергей Соловьев: Это заканчивается тонировка игрового фильма. В тон-ателье работает сегодня Маргарита Борисовна Томилова - звукорежиссер высшей категории. За свою жизнь она записала сотни актеров. Народ, как известно, капризный. И вот интересно, с кем из них ей было легче работать?

Маргарита Томилова: Да, вот актеры относятся к звуку первоначально очень тщательно, тогда мы и получаем хороший результат. Актер пройдет так, скажет так, и крупный план сделает так, что в микрофоне это будет именно крупный план. Был такой актер у нас в "Приваловских миллионах" Пузырев Юрий Николаевич. Сложнейшая сцена, великолепно всегда работалось.

Сергей Соловьев: Наконец, освободился после тонировки Сергей Морозенко - оператор цифровой записи звука. Это он занимается переводом звукового архива киностудии на современные носители.

Сергей Морозенко: Самые первые записи относятся к 1958 году. В 1958 году, по-видимому, ну, можно считать, что это был год рождения самой шумотеки. Вот отсюда и началась сборка шумов из экспедиций, люди приезжали, сдавали. Вот за эти 46 лет у нас собрано порядка 800 часов шумотечного материала.

Сергей Соловьев: А случалось, что удачно записанная фонограмма потом кочует из фильма в фильм?

Сергей Морозенко: Я ночью пошел на электродепо и с микрофоном записал переговоры диспетчеров с вагонниками. Шумы эти вошли в фильм "Время свиданий" и после этого. Ну, я по крайней мере штук шесть картин знаю, где именно эти шумы были использованы еще.

Сергей Соловьев: С точки зрения звукорежиссера, вашим инструментом является только звук или отсутствие звука, то есть тишина? Это тоже информация, которая в фильме несет определенную творческую нагрузку.

Сергей Морозенко: Мне вот, например, для фильма "Золотая баба" понадобилось сделать звенящую тишину. И вот, гуляя ночью по деревне Каменка и по ее окрестностям, я вдруг услышал нечто похожее на то, как, мне показалось, что это может быть звенящей тишиной. При поиске микрофоном пространства, откуда идет шум, я обнаружил, что это оказывается гудят провода.

Сергей Соловьев: На прощание я предлагаю несколько секунд послушать тишину, записанную Сергеем Морозенко. В шумотечном каталоге написано так: "Звенящая тишина. Получена из натурального гула проводов с примесью натуральных ветров и электронной обработки". (Звучит запись.)

XS
SM
MD
LG