Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

К лицу ли Владимиру Путину мундир Николая Второго?


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Елена Фанайлова и Сергей Бондаренко, художники Фарид Богдалов и Сергей Калинин.

Андрей Шарый: В Москве состоялась художественная акция, связь которой с политикой и предстоящей предвыборной кампанией просматривается без труда. Художник Фарид Богданов и Сергей Калинин - авторы проекта под названием "Заседание Федерального собрания" - провели мастер-класс портретной живописи для студентов московских художественных ВУЗов. Восемьдесят девять ведущих российских политиков во главе с Владимиром Путиным будут запечатлены на картине, которая имитирует полотно Ильи Репина "Заседание Государственного собрания". Владимир Путин займет на нем место Николая Второго, а Владимир Жириновский, Борис Немцов и Сергей Ястржембский будут одеты в мундиры царских генералов. С подробностями Елена Фанайлова:

Елена Фанайлова: Художники-постмодернисты Фарид Богданов и Сергей Калинин придумали проект к столетию картины Ильи Репина "Заседание Государственного совета". Напомним, что она изображает 89 государственных мужей во главе с Николаем Вторым, а писал ее Репин по заказу правительства к столетию образования в России высшего органа государственной власти при Александре Первом. На картине Богдалова и Калинина будет сохранена прежняя композиция. Современные чиновники будут сидеть почти в тех же позах, что и у Репина, и более того, в костюмах эпохи Николая Второго. Богдалов и Калинин рассказывают, что означает рекламный щит на улице Большая Грузинская с изображением фрагмента будущей картины – это тройной портрет спикера Госдумы Геннадия Селезнева, вице-премьера Владимира Яковлева и лидера фракции ЛДПР Игоря Лебедева, выполненный в классической манере.

Сергей Калинин: Сейчас мы начали рекламную акцию, как раз с этого месяца, она будет продолжаться месяца 3-4, я думаю, пока мы не закончим работу, каждый месяц биллборды будут меняться.

Фарид Богдалов: Этой рекламной акцией мы приглашаем людей активнее голосовать за людей, историческое полотно именно историческое, а что бы это была не инициатива художников, а это было народное полотно - народ отобрал своих героев, а мы уже их напишем и разместим в картине. В 1903-м году была написана картина Репиным, и мы хотели создать к столетию картину, но мы не виноваты, что одно на другое наложилось.

Елена Фанайлова: В Интернете уже идет народное голосование за то, кто из политиков больше достоин попасть на полотно. А художники Фарид Богдалов и Сергей Калинин говорят о том, какой смысл каждый из них вкладывает в работу Федерального собрания:

Фарид Богдалов: Каждый художник хочет создать что-то значительное в жизни. Я не скрою, я - постмодернист, и мое отношение к искусству, оно достаточно самокритичное, может, ироничное отчасти, поэтому я, например, с удовольствием взялся за римейк этого произведения, а Сережа, насколько я знаю, он больше любит Репина, это тоже хорошо. То есть, у нас разное отношение к этому проекту. У него - более серьезное у меня, наверное, более ироничное.

Сергей Калинин: Изначально проект, он концептуален, потому что это римейк, я исполняю, в общем-то, этот проект, и в данном случае мне больше приходится писать, хотя Фариду тоже предстоит писать еще очень много, в конечном итоге. Для меня лично это очень серьезно, потому что я искренне занимаюсь портретом, занимаюсь им давно и профессионально на протяжении уже 12 лет. А начало века - для меня такое время очень любимое. Репин бесспорно мастер большой, и так сложилось, что эта работа, ее нужно было сделать именно в этот год, и для меня интересно очень вот это исполнение этой работы. А остальное можно воспринимать как угодно, это иронически здесь существует все, но мне хочется, чтобы в любом случае эта работа уже на территории искусства современного, чтобы она осталась в истории как историческое произведение, потому что мы размещаем там, по сути, самых влиятельных людей за последнее десятилетие, которые непосредственно влияют на нашу жизнь. Мы не делаем выбор там, кто плохой, кто хороший, мы не судим, мы не судьи в этой работе, мы хроникеры и исполнители. А воспринимать это, конечно, иногда это бывают очень смешные вещи и, естественно, подразумевается и ирония, и все, когда я писал этот проект... Его можно рассматривать и как очень серьезную работу.

Елена Фанайлова: Изначально художники Богдалов и Калинин планировали провести мастер-класс портретной живописи для студентов на открытом воздухе на Большой Грузинской. Вот что говорят студенты, которые пришли на этюды.

Вы пришли сюда на этюды, я правильно понимаю? А как вам стало известно?

Студентка: Из института, преподаватель...

Елена Фанайлова: Что вас больше всего в этом интересует?

Студентка: Меня интересует сама живопись. Я всегда занималась, и мне это интересно.

Елена Фанайлова: То, что это проект, связанный с какими-то известными политиками?

Студентка: Наверное, если бы я знала, больше тревожило бы.

Студентка: Сама по себе портретная живопись мне интересна. Но вот насчет политической портретной живописи - не знаю.

Студентка: Это с политикой связано, да? А мы в качестве кого выступаем? Как поддержка? Нет, нас творческий процесс интересует исключительно.

Прохожая: Да, исключительно, я вот, например, нигде не учусь, и мне очень хотелось пообщаться с большим количеством художников.

Студентка: И очень хотелось бы, чтобы политиков интересовал творческий процесс, хоть чуть-чуть, в жизни.

Елена Фанайлова: Впрочем, провести акцию для студентов на открытом воздухе не удалось. Появились представители правоохранительных органов и, узнав, что у художников нет разрешения от московских властей на публичное сборище, вежливо, но решительно попросили творцов и их подопечных удалиться.

Милиционер: Нужно разрешение, объяснили, куда нужно обратиться за разрешением, и все. Наверное, они сейчас будут обращаться к органам власти.

Фарид Богдалов: Мы не получили разрешения. Оказывается, у нас в стране теперь больше трех нельзя собираться, и когда пришло 20 человек художников, нам не дают рисовать, говорят, нужно разрешение. Мы спрашиваем - у кого, говорят, милиция, ФСБ, и так далее, и тому подобное.

Сергей Калинин: Вообще, мы хотели учредить сегодня новый праздник, День художника, с музыкой, чтобы всем было приятно. В принципе, наша частная инициатива. Надо было, конечно, к Лужкову обратиться, чтобы там... Облака разгоняли

Елена Фанайлова: К органам власти художники обращаться не стали, а попросту перенесли акцию в стены Музея геологии, где у Богдалова и Калинина мастерская, и в огромном зале натянуто полотно, привезенное из Германии. Стоило оно 2 тысяч долларов, а оплачивал заказ и доставку некий спонсор, пожелавший остаться неизвестным. В Музее геологии к персонажам, с которых студентам предстояло делать копии, добавился Владимир Путин:

Фарид Богдалов: Ну, как сказал Врубель Дима, кто у нас самая большая поп-звезда? Поп-искусство основывается на звездах. Поэтому Путин, естественно, является персонажам. В нашем проекте он один из 89, не более того, потому что он, естественно, попал, по Интернету и всем показателям, он должен быть на этой картине.

Елена Фанайлова: Богдалов и Калинин добавляют, что на их картине политики будут сидеть не по рангу, а как им понравится, например, Немцова они планируют посадить рядом с Жириновским. Можно, конечно, рассуждать о пост-модернизме и о том, что современное искусство работает с элементами массового сознания – с телевидением, с масс-медиа, с национальными мифами, осмысляя их иронически. Однако, художники почему-то не захотели делать римейк картины Репина "Не ждали", которая изображает вернувшегося из ссылки народовольца. Они даже получили одобрение администрации президента на продолжение проекта "Заседание федерального собрания", а в сентябре в Госдуме пройдет первый показ эскизов.

Итак, политика и искусство, которые расстались друг с другом в России постперестроечной, в предвыборной России образца 2003-го года встречаются вновь. На последней ярмарке современного искусства "Арт-Москва" изображения Путина заполонили зал. Но если столичные деятели искусства хотя бы заключают свою работу в иронические кавычки, то в регионах бюсты политиков готовятся вполне серьезно.

Сергей Бондаренко: В Ростове-на Дону начали выпускать бронзовые скульптурные бюсты полномочных представителей президента России в федеральных округах. Первым, по вполне понятным причинам, отлили бюст генерала Виктора Казанцева, представителя президента на юге Росси. Автор скульптуры Олег Кукушкин уже имеет опыт работы над образами российских политиков. Этот московский художник не ограничивает себя рамками скульптуры, но и создает произведения станковой живописи. Ранее из-под его кисти выходили многочисленные живописные портреты Владимира Путина, которые сегодня украшают кабинеты ростовских чиновников.

По словам художника, в Путине его привлекает внутренняя интеллигентность и доброжелательность к окружающим. Поэтому на всех портретах президент изображен улыбающимся. В мастерской художественного литья, в которой работает Кукушкин, идея отлить в бронзе полномочных представителей, появилась после того, как стали появляться слухи о возможном расформировании института президентских наместников. "Мы хотим сохранить галерею образов этих людей для истории", - говорят художник и его коллеги.

Создавая образ местного представителя президента, Олег Кукушкин, по его словам, хотел изобразить Казанцева человека и поэтому сделал упор на генеральской внешности - сразу видно, что это человек статусный - утверждает скульптор.

Насколько удалось решить творческую задачу, в конечном счете, судить зрителям и истории. По мнению же авторов, бронзовый Казанцев удался и может пользоваться спросом у друзей полпреда. Если же настольные бюсты будут востребованы населением, то их производство планируют поставить на поток.

Сделан только первый шаг по созданию бронзовой галереи высших государственных чиновников. Уже сегодня идет работа над бюстом полномочного представителя президента на Северо-Западе России Валентины Матвиенко. Ростовские чиновники хотели бы освоить и рыночную нишу создания бронзовых фигур российских депутатов. Однако, те из них, к которым они обращались по этому поводу, не возражая в принципе против этой идеи, тем не менее, рекомендовали скульпторам самим искать спонсоров.

XS
SM
MD
LG