Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Остап Бендер, гонимый и любимый


Петр Вайль, Прага: 1 августа начинается продажа билетов на новый российский мюзикл "Двенадцать стульев", премьера которого состоится 7 ноября. В чем только не обвиняли "Двенадцать стульев" и "Золотого теленка" в зависимости от общественно-политической погоды на дворе. От воспевания жульничества до прямой антисоветчины. Самым изощренным стало обвинение 70-х – в издевательстве над интеллигенцией. Конечно, это было реакцией на захлеб 60-х, когда эта самая интеллигенция общалась между собой цитатами из романов Ильфа и Петрова, на новенького открыв для себя эксцентрику и иронию. 70-е решили, что в образе Васиссуалия Лоханкина унижены все русские интеллигенты, представленные многоречивыми и слабосильными. В эпоху диссидентства были основания считать, что Ильф и Петров в этом не правы, следующие десятилетия их правоту подтвердили. Зато по-иному – ярко и эффектно – предстал центральный персонаж, едва ли не единственный герой русской классики XIX и ХХ веков, которого не отнести ни к лишним, ни к блуждающим. Деятельный, неунывающий, предприимчивый, дерзкий, Остап Бендер мог бы стать кумиром и ориентиром нового российского времени, если б литература сохранила прежние позиции в стране. Но книги и книжные герои резко отодвинулись в сознании и внимании. Однако Бендер оказался, как ему и свойственно, живуч и теперь снова появляется – в духе времени под музыку. Жизнестойкость – главная характеристика классики. И примечательно, что постоянно гонимый и повсеместно любимый Остап Бендер заново на общественную сцену впервые выйдет в годовщину революции.

XS
SM
MD
LG