Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

«Дурное воспитание» Педро Альмодовара


На Московском международном кинофестивале прошла российская премьера фильма Педро Альмодовара «Дурное воспитание».

Рассказывает Елена Фанайлова

Дурное воспитание герои фильма Педро Альмодовара приобрели в католической школе для мальчиков в начале семидесятых во франкистской Испании. Сюжет фильма растет из медийного сора последних гомосексуальных скандалов в католической среде. Мораль, которой следуют герои, легко вывести из текста подростка, который становится жертвой соблазнения в ризнице: «В этот момент я потерял веру, а если я не верю в Ад, то я ничего не боюсь, а без страха я способен на все.» Один из героев Альбера Камю спрашивал: можно ли быть святым без Бога? Персонажи Альмодовара отвечают на вопрос, можно ли быть грешником без Ада. История о мести, шантаже, обмане, предательстве и убийстве разворачивается как рассказ в рассказе и выходит очень далеко за пределы критики католического образования, демонстрации цинизма служителей Бога и насмешки над гомосексуальными связями. Если это критика, то критика человеческой натуры. Фабула фильма такова: молодой режиссер в состоянии творческого кризиса в поисках вдохновения вырезает заметки из желтой прессы, среди них, например, такая: «В зоопарке женщина бросилась в пруд с крокодилами, которые разорвали ее на части. Очевидцы утверждают, что первого крокодила она обняла.» К режиссеру являтся призрак прошлого: мальчик, в которого он был когда-то влюблен в католической школе, теперь он актер, приносит скандальный сценарий о соблазнившем его падре, просит главную роль, и съемки начинаются. Главным негодяем окажется не тот, о ком все подумали. «Я выбрал тебя из любопытства: как далеко ты зайдешь и как долго я смогу все это терпеть.» - это почти что последние слова фильма, в эпиграфе мы узнаем, что все преступники живы, делают карьеру и прекрасно себя чувствуют. Пожалуй, такой финал впервые возникает у Альмодовара, который обычно оставляет зрителю надежду на победу добра и света. В «Дурном воспитании» Альмодовар возвращается к линии нуар, фигурам нераскаявшихся убийц, которые возникают у него в фильмах «Матадор» и «Кика». Но преступники в «Дурном воспитании» так мелки, что судьба не хочет их наказывать, а свою Богооставленность они даже не чувствуют. Еще одна самоцитата Альмодовара – образы великолепных трансвеститов, героических драг-куин семидесятых, апофеоз оскароносного фильма «Все о моей матери»; но в Дурном воспитании гомосексуализм становится . В саундтреке – «Кирие элейсон» и «Вернись в Сорренто», исполняемые детскими голосами. Трем разным временам в фильме соответствуют разные стилистические киноприемы. «Дурное воспитание», как и «Поговори с ней» – это очень зрелый Альмодовар, это фильм мастера, которому не нужны ни похвалы кинокритики, ни порицания католической церкви.

XS
SM
MD
LG