Ссылки для упрощенного доступа

Выставка проектов нового здания Мариинского театра


Программу ведет Андрей Шарый. Участвует корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.

Андрей Шарый: В Петербурге в Академии Художеств проходит выставка официальных конкурсных проектов нового здания Мариинского театра. Событие является исключительным, хотя бы потому, что международного архитектурного конкурса в России не было более 70 лет. У граждан появилась возможность пусть и не принимать решения, но обсуждать проекты и сравнивать свой выбор с выбором жюри. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская:

Татьяна Вольтская: Реконструкция Мариинского театра, еще не начавшись, уже имеет долгую и отчасти скандальную историю. Скандал разразился тогда, когда директор Мариинки Валерий Гергиев попытался, вероятно, переоценив свое могущество, протолкнуть ультрарадикальный проект американского архитектора Эрика Мооса с ходу названный возмущенной общественностью "мусорными мешками". Тогда в пылу страстей родилась идея о том, что столь масштабная и важная для всего города затея достойна международного конкурса с беспристрастным жюри. Конкурс стартовал 14 января 2003-го года, в нем участвуют 11 команд, пять российских, две из Москвы и три из Петербурга, и 6 зарубежных – из Швейцарии. Америки, Японии, Франции, Австрии и Нидерландов. Заказчики - Министерство культуры России и Мариинский театр. Министр экономического развития и торговли России Герман Греф считает, что культура должна не побираться, а быть экономически выгодной.

Герман Греф: Если сюда будут приходить нормальные менеджеры, пример тому музей Гугенхайма, то культура может приносить прибыль, как самим деятелям культуры, так и городу, в котором это расположено, потому что действительно такие проекты, как этот, явно привлекут внимание, помимо того, что Мариинский театр сам по себе - это сокровище, еще и такого рода проекты - совершенно очевидно, что это меняет совершенно картинку привлекательности города.

Татьяна Вольтская: Мариинка давно задыхается без дополнительных площадей и современной высокотехнологической сцены. Эту проблему и должен решить конкурс, а заодно вывести российскую архитектуру на мировой уровень, говорит Валерий Гергиев:

Валерий Гергиев: Проект реконструкции Мариинского театра - это требование времени, и развитие Мариинского театра - это столь же естественный процесс, как развитие Эрмитажа, и все знают о Генштабе, развитии Русского музея, Мариинский театр - это те символы российской культуры, не только Петербурга, на которых сегодня держится наша общая с вами репутация.

Татьяна Вольтская: Валерий Гергиев уверен, что из 11 представленных проектов удастся выбрать тот, который украсит Петербург и поможет театру раскрыть свои возможности. Из тех, кто уже успел познакомиться с выставленными проектами, не все разделяют эту уверенность. В самом деле, в новом проекта Эрика Мооса мусорные мешки так и не исчезли, разве что приобрели сходство с ледяными глыбами. Проект японского архитектора Араты Исозаки больше похож на пестрый детский конструктор. Работу одного из самых известных архитекторов, австрийца Ханса Холляйна, "Хаус" металлических плоскостей и труб с амфитеатром на крыше и золотой пуповиной, протянутой к старому зданию, явно не назовешь удачей автора. Не вдохновляют ни два гигантских куба швейцарца Марио Ботта, ни странные наклонные фасады голландца Эрика Ван Эгерата, в которых зрителям предлагается угадать руку ангела, ни потуги российских, гораздо менее именитых мастеров. Ни безумная подвесная конструкция Андрея Букова и Олега Романова, ни бессмысленная золотая башня Сергея Киселева не способны вызвать у рядового зрителя сочувствие, разве что удивление, но Валерий Гергиев, похоже, утешает себя тем, что здание дворца культуры первой пятилетки, стоящее за театром, настолько безобразно, что по сравнению с ним выиграет что угодно:

Валерий Гергиев: Мы должны помнить о том, что очень многое вмешалось уже в то, как развивался этот удивительный город. У кого хватит сегодня честности сказать, что Мариинский театр, допустим, красив, а вокруг Мариинского театра такая красота? Мне кажется очень уродливым то, что мы видим за Мариинским театром. Поэтому не надо бояться того, что появится что-то еще более уродливое.

Татьяна Вольтская: Строительство новой сцены - это только часть проекта. Затем должны начаться благоустройство и реконструкция прилегающих к театру территорий. И, наконец, освоение в качестве театрального пространства комплекса здания "Новой Голландии", которая до сих пор является военным объектом. Герман Греф говорит, что это уже будет коммерческий проект, осуществляемый за счет инвесторов:

Герман Греф: Мы сегодня обсуждали с Валерием Абисаловичем и с главным архитектором города, и продолжение этого проекта - это окончательный вывод из комплекса "Новой Голландии" подразделений Министерства обороны. Я перед отъездом имел беседу с министром обороны и с командующим ВМС, мы договорились, что в этом году мы выделим им средства на перебазирование, и в будущем году окончательно "Новая Голландия" должна быть освобождена.

Татьяна Вольтская: Проект новой сцены целиком финансируется из федерального бюджета. Он должен обойтись в 60-80 миллионов долларов, учитывая расселение домов, но цена, по словам Германа Грефа, не главное:

Герман Греф: Главным является технологичность, с точки зрения удобства работы театра, или, естественно, если мы говорим о Петербурге - это его архитектурное содержание, и должен сказать, что здесь как раз мы, как чиновники федерального уровня, вмешиваться в процесс выбора проекта никоим образом не будем. Примат здесь будет отдан специалистам.

Татьяна Вольтская: Задача участников конкурса чрезвычайно сложна, многие говорят, вряд ли выполнима - объединить старое здание Мариинки и вписать в театральное пространство "Новую Голландию". Выставка проектов продлится в Академии художеств до 25 июня. Международное жюри будет оценивать проекты 26-27 июня. 28-го объявят победителя. Независимо от результата все участники получат гонорар в 30 тысяч долларов.

XS
SM
MD
LG