Ссылки для упрощенного доступа

"Гудбай Ленин" и "Божественное вмешательство"


Елена Фанайлова, Москва: Два фильма, сюжеты которых связаны с политической историей последнего десятилетия, показаны на Московском международном кинофестивале в рамках внеконкурсной программы. Оба они весьма иронично трактуют исторические события. Это фильм "Гудбай, Ленин!" молодого немецкого режиссера Вольфганга Беккера и лента франко-немецкого производства "Божественное вмешательство" палестинца Элиа Сулеймана.

Сюжет фильма "Гудбай, Ленин!" таков. Берлинская стена рухнула. Чтобы эта новость не повлияла на здоровье матери - правоверной коммунистки, которая вышла из длительной комы, молодой человек по имени Алекс поддерживает иллюзию существования социалистической Германии в одной отдельно взятой квартире. Алекс и его сестра давно работают в сети "Макдональдс" и рекламном агентстве, сестра Алекса вышла замуж за западного немца, а заработанные деньги они тратят не только на лекарства для матери, но и на любительские съемки телепередач из социалистического прошлого Восточной Германии, которые потом показывают дома при помощи приятеля - начинающего телережиссера. К матери приходят бывшие сослуживцы, которые поздравляют ее с социалистическими праздниками и приносят в подарок продуктовые наборы советских времен. Правду пытается сказать только невеста Алекса - медсестра из России, в этой роли снялась Чулпан Хаматова. Однажды мать встает с постели и выходит на улицу. Один из самых визуально впечатляющих и самых смешных эпизодов фильма - вертолет, который несет над Берлином демонтированный памятник Ленину. Говорит актер Юрген Фогель, который снялся в эпизоде в фильме "Гудбай, Ленин!"

Юрген Фогель: Главное для меня в фильме то, что можно и плакать, и смеяться над своим прошлым. Сейчас настал такой момент, когда можно объективно рассуждать о событиях десятилетней давности, и о русских, и о немцах. В Берлине, кстати, до сих пор говорят и по-русски, и по-немецки.

Елена Фанайлова: "Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым". Эта фраза может относиться и к фильму режиссера Элиа Сулеймана "Божественное вмешательство". Его герои - жители палестинских поселений, разделенных израильскими блокпостами. Эта горькая комедия посвящается памяти отца. Первые эпизоды фильма развиваются в чрезвычайно медленном темпе и стилистике документального кино: в Назарете соседи-палестинцы спорят за свою домашнюю территорию, каждый эпизод заканчивается в духе театра абсурда. Фильм трудно счесть антиизраильским, хотя израильские пограничники в нем, безусловно, карикатурны. Арабы же в этом кино предстают скандалистами, неспособными ни о чем договориться даже между собой. Но главные герои Сулеймана – мусульманские ангелы с великолепным чувством юмора. Фильм можно было бы назвать "Небо над Иерусалимом" - отсылки к фильму Вима Вендерса прямые, как и сверхчеловеческие способности героев в стиле американской "Матрицы". Элия Сулейман, двенадцать лет живущий в Европе, снял высококлассное интернациональное кино на национальном материале.

XS
SM
MD
LG