Ссылки для упрощенного доступа

В Сочи завершился кинофестиваль "Кинотавр"


Сергей Данилочкин беседует с кинокритиком Андрем Плаховым

Сергей Данилочкин: В Сочи завершился кинофестиваль "Кинотавр", главный приз которого присужден фильму режиссера Алексея Балабанова "Война". Одновременно с 13-ым российским фестивалем проходит оказавшийся в тени основного конкурса 9-ый международный киносмотр. Его победителем стал фильм чешского режиссера Богадана Сламы "Дикие пчелы", Поделиться впечатлениями именно от международной программы Сочинского фестиваля я попросил кинокритика Андрея Плахова.

Андрей Плахов: Стало уже традицией, что международный фестиваль, проводимый в Сочи уже в девятый раз находится в тени отечественного фестиваля, российского. С одной стороны, это радует, поскольку явно возрастает интерес к российскому кино. Это можно ощущать в Сочи не только во время просмотров в кинозале, но и во время открытых просмотров на площади перед Зимним театром, где собираются большие толпы местных жителей и приезжих. И они с удовольствием смотрят отечественные фильмы. Правда, надо отметить, что эти просмотры бесплатные, что является дополнительным стимулом для посещаемости. А международный фестиваль проходит параллельно в это же самое время в сравнительно небольшом зале гостиницы "Жемчужина", собирает гораздо меньшую аудиторию и привлекает гораздо меньше внимания. Тем не менее, я считаю, что существование этого фестиваля чрезвычайно важно. Оно создает некую систему сообщающихся сосудов, благодаря которой российское кино, которое и так страдает от провинциальности, все же существует не в полном вакууме, а как-то оказывается связанным с процессами, происходящими в мировом кино. В последние годы международный фестиваль в Сочи ограничивается европейскими фильмами. Но это, как раз, особенно показывает, что Россия является частью Европы, и что наши кинематографическая жизнь все равно как-то связана с европейскими процессами. Поэтому, несмотря на то, что, действительно, фестиваль привлек меньшее внимание широких масс, чем российский, его существование очень важно. И фильмы, которые там были показаны, в общем, они тоже наводят на определенные размышления и дают какую-то пищу для анализа.

Сергей Данилочкин: А какие фильмы произвели на вас самое большое впечатление из того, что вы видели во время этого международного фестиваля?

Андрей Плахов: По общему мнению, это не только мое мнение, лучшей картиной фестиваля был фильм "Дикие пчелы". Это чешская картина режиссера Богадана Сламы, которая получила главный приз конкурса, то есть, жюри присудило, кстати, под председательством тоже чешского режиссера Веры Хитиловой, приз этой картине. Здесь не было, конечно, никакого лоббирования. Повторяю, по общему мнению эта картина была лучшей на фестивале. Кроме того, она получила приз ФИПРЕССИ - это приз международной ассоциации кинокритиков, и публика очень тепло его приняла. Надо сказать, что на этом фильме было очень много людей, и они аплодировали, и они приняли эту картину, картину, которая сделана в традициях чешской "новой волны" 60-х годов, но на новом витке реальности, потому что действие происходит в маленькой чешской деревушке, где много безработных, где люди находятся, так сказать, в пост- социалистической депрессии. Но при этом картина сделана очень человечно, с юмором, теплом. Напоминает, действительно, лучшие образцы "новой волны" раннего Милоша Формана, Иржи Менцеля и других. Видно, что эти традиции никуда не ушли, они на новом витке в чешском кино, снова возрождаются, как и вообще, наверное, в восточно-европейском. Кстати, это не единственная восточно-европейская картина, которая здесь была представлена. Можно отметить также словенскую картину "Пограничник", которая, несмотря на определенные художественные несовершенства, дает представление о том, что происходит в пост-социалистической Югославии, бывших странах Югославии, насколько драматична, сурова и даже фантастична эта новая реальность. Либо картина "Школьная поездка" - это немецкий фильм, который получил второй приз в конкурсе. Это фильм о группе немецких школьников, которые едут в соседнюю Польшу и оказываются перед лицом тоже другой реальности, которая существует всего в нескольких десятках километров от их благополучного немецкого городка, откуда они приехали. Вот это соприкосновение, столкновение разных уровней реальности в Европе, которая не такая и большая по территории, но видно по разным европейским фильмам, насколько разная ситуация в различных обществах, в различных странах, как соприкасаются различные культуры внутри Европы. И это, мне кажется, наиболее интересное ощущение, которое выносишь из сочинской программы.

Сергей Данилочкин: Андрей, и какая самая необычная картина из международной программы, на ваш взгляд?

Андрей Плахов: В каком-то смысле можно назвать такой сенсационной и необычной картину, которая называется "Молитва о гетмане Мазепе" режиссера Юрия Ильенко. Это украинский фильм, который уже был представлен на Берлинском фестивале, вызвал там тоже некий микроскандал. Затем был включен в сочинскую программу, что я считаю абсолютно правильным, потому что этот фильм, при всех его минусах и слабостях, о которых уже много писала пресса, не хочется сейчас повторяться, тем не менее, эта картина представляет некий вариант того кинематографа, который стремятся создавать кинематографисты пост-социалистического пространства, в данном случае, Украины. Попытка как-то выразить свое национальное самосознание через новую версию, новую трактовку истории, исторических преданий, легенд, все это смешалось в картине в очень причудливую эстетику, которую большинство критиков и в Берлине, и, насколько я знаю, в Сочи не приняло. Все равно, показывать такие фильмы, репрезентативные для данного момента, для данной кинематографии, для процесса кино важно. И в этом смысле фильм сработал.

XS
SM
MD
LG