Ссылки для упрощенного доступа

Публикация отрывков из полицейского досье Пабло Пикассо


Семен Мирский, Франция: Самый знаменитый художник ХХ века Пабло Пикассо, которого большинство энциклопедий называют французским живописцем, в 1940-м году получил отказ на свою просьбу в получении французского гражданства. Пикассо, родившийся в 1881-м году в Испании, был объектом пристального внимания со стороны французской полиции, подозревавшей художника в анархизме с момента его первого приезда в Париж в 1901-м году. Досье Пабло Пикассо было вывезено немцами в 1944-м во время отступления из Франции, затем попало в руки НКВД, и лишь три года назад было изъято из архивов Лубянки и возвращено в парижскую префектуру полиции. Выдержки из досье художника опубликовал в специальном приложении парижский еженедельник "Экспресс".

В этой истории по-настоящему интересны не столько скитания досье Пабла Пикассо из Парижа через Берлин в Москву и более полувека спустя обратно в Париж, сколько штрихи личности великого художника, запечатленные рукой полицейских чинов, сыщиков, и не в последнюю очередь - консьержек домов, в которых жил Пикассо. Речь идет, если угодно, о портрете художника, написанном доносчиками и полицейскими. Чего стоит такое, например, описание: "Рост 1 метр 68 сантиметров, волосы черные, длинные, усы еле пробиваются, цвет усов светло-шатеновый, одет в костюм-тройку, на голове шляпа, недавно нарисовал картинку, на который изображены иностранные солдаты, избивающие нищего. Получает письма из Испании. Выходит из дому каждый вечер, возвращается часто в поздние часы, иногда вообще не ночует дома".

Среди специалистов, которым префектура парижской полиции недавно разрешила ознакомиться с досье Пабло Пикассо, находится писатель Пьер Дэкс, один из лучших знатоков жизни и творчества художника. По словам Пьера Дэкса, в полицейском рапорте, датированным 18 июня 1901-го года, содержится ошибка, касающаяся роста Пикассо: его настоящий рост был не 1 метр 68, а 1 метр 60 сантиметров. Но если говорить собственно о сенсации, то есть, отказе в натурализации, то здесь какую-то роль сыграла оставшаяся темной история с двумя статуэтками, которые украл из Лувра в 1911-м году секретарь поэта Гийома Аполлинэра, и статуэтки эти как-то оказались в квартире Пикассо, в связи с чем художника вызывали в полицию, и на него было заведено дело. Так что, причина отказа удовлетворить просьбу о натурализации, с которой Пикассо обратился в префектуру в 1940-м году, возможно, далека от политики и весьма проста: во Франции в те годы существовал закон, не допускавший натурализации иностранных граждан, против которых было возбуждено следствие по уголовному делу.

И последнее: почему Пикассо решил просить натурализации почти через 40 лет после своего приезда в Париж? Уже упомянутый Пьер Дэкс и специалист по биографии Пикассо Клод Шарло дают следующие объяснения: Пикассо опасался, что в случае заключения союза между гитлеровской Германией и франкистской Испанией французы могут его интернировать в качестве гражданина враждебной державы, а заодно и конфисковать его имущество. Надо сказать, что в 1940-м году Пикассо был уже очень богатым человеком.

История же распорядилась иначе. Через считанные месяцы после того, как ему было отказано в натурализации, солдаты вермахта вошли в Париж.

XS
SM
MD
LG