Ссылки для упрощенного доступа

Памятник Иосифу Бродскому в Санкт-Петербурге


Программу ведет Владимир Бабурин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.

Владимир Бабурин: В Санкт-Петербурге кроме глав трех держав России, Германии и Франции собралось сейчас и жюри конкурса на создание памятника Иосифу Бродскому. Многие, может, помнят:

Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному столетию – спиной.
К любви своей потерянной – лицом.
И грудь – велосипедным колесом.
А ягодицы – к морю полуправд.
Какой ни окружай меня ландшафт,
Чего бы ни пришлось мне извинять, -
Я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталость вознесла.


В 2001-м году был объявлен международный конкурс на памятник Бродскому. 112 скульпторов от Питера до Бангладеш и Гавайев предложили свои проекты. После первого тура их осталось 22, из них жюри отберет шесть для третьего финального тура. Летом они будут выставлены для всеобщего обозрения.

Татьяна Вольтская: В жюри конкурса входят вдова поэта Мария Бродская, директор "Эрмитажа" Михаил Пиотровский, директор Русского музея Владимир Гусев, директор музея Гугенхайма в Нью-Йорке Томас Кренс, дирижер Владимир Спиваков, артист Сергей Юркий, поэты Евгений Рейн и Анатолий Найман, заслуженный художник России Никита Фомин и другие деятели искусства и культуры, а также представители "Альфа-Банка", финансирующего конкурс. Очевидно труднее всего быть судьями в этом вопросе тем, кто лично знал Бродского.

Анатолий Найман: Он уже в конце жизни стал более-менее памятником себе. Другое дело, что очень трудно, когда твой кореш вдруг бронзовый, гипсовый, пластмассовый.

Татьяна Вольтская: Больше всего Анатолию Найману понравилась работа скульптора Юрия Фирсова.

Анатолий Найман: Памятник замечательный, хотя академический, но замечательный. И интенция, потому что есть движение, свойственное оригиналу, и невероятное сходство портретное.

Татьяна Вольтская: К сожалению, приходится брать во внимание не только художественные достоинства скульптуры.

Анатолий Найман: Я просчитывал, какие возможности, какой памятник наиболее будет привлекателен будет для людей, чтобы на нем писать "жидовская морда", например, а какой памятник, чтобы кидать в него бутылки. Не то, чтобы это было для меня главное, но я это имел в голове.

Татьяна Вольтская: Член совета директоров "Альфа-Банка" Александр Гафин говорит, что мотив для финансирования трех этапов конкурса стало желание увековечить память великого поэта и извиниться за то, что родина с ним так обошлась.

Александр Гафин: Нам очень хотелось, проведя такой достаточно честный конкурс, где участвовали совершенно разные авторы из более ста стран, показать городским властям, федеральным властям, что памятники должны выбирать люди, а не административная номенклатура.

Татьяна Вольтская: Из 22-х работ, прошедших во второй тур, в третьем туре остаются шесть.

Александр Гафин: Были споры, даже хотели расширить и выбрать восемь, но большинство наших коллег высказались за то, чтобы оставить ровно шесть номинантов.

Татьяна Вольтская: Основная часть жюри проголосовала, но все-таки имена финалистов пока просят не называть, поскольку в Петербург не смогли прилететь вдова поэта Мария Бродская и директор музея Гугенхайма в Нью-Йорке Томан Кренс. Их голоса очень важны, жюри надеются, что они будут получены в ближайшее время. Выработка единого мнения - процесс сложный, особенно, учитывая, какие разные модели представлены на конкурс. От реалистической работы Юрия Фирсова до сложной композиции Константина Симуна, где фигура поэта лежит на решетке набережной, и встроенный механизм предполагает, что в определенные дни года памятник может приходить в движение. От напоминающего сразу и Васильевский остров, и Манхеттен "Острова Бродского", предложенного Александром Мергольдом до переливающегося кристалла Анатолия Белкина. От узнаваемого Бродского, стоящего за столиком кафе, предложенного Михаилом Копылковым, до двух чаш – белой и черной, проекта Владимира Светлова.

Сергей Юрский: Мы очень по-разному ощущаем и Бродского, и пространство Петербурга-Ленинграда, и смысл, куда направлен этот памятник. Направлен ли он друзьям и знатокам, или направлен населению города, или направлен Господу Богу.

Татьяна Вольтская: Из трех названных Сергеем Юрским работ в шестерку вошли две.

Сергей Юрский: Сейчас я занимаюсь интригами и пытаюсь либо расширить до восьми, либо понадеяться, что те, кто будут голосовать, может быть, проголосуют и добавятся очки этим работам. Занимаюсь тем, чем должен заниматься член жюри, то есть интригой.

Татьяна Вольтская: Выставка работ, прошедших в финал намечена на июнь. Последний этап конкурса состоится в сентябре. Устроители считают, что памятник Бродскому может быть установлен не только в Петербурге, вполне возможно, что и другие города смогут выбрать из шести вариантов ту скульптуру, которая им понравится.

XS
SM
MD
LG