Ссылки для упрощенного доступа

Блокадные дни Ленинграда в дневниках людей из круга Анны Ахматовой


Татьяна Вольтская, Санкт-Петербург: "Блокадные дни Ленинграда в дневниках людей из круга Анны Ахматовой", - такова тема выставки, открывшейся в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Название выставки – "Так же тихо, как снег" - дал отрывок из дневника Николая Пунина: "Я ничего не говорю, я молюсь молча, сердцем, это так же тихо, как снег".

Главный герой выставки - письменный стол. На столе лампа. Под стеклом - подлинные листы из дневников людей из круга Анны Ахматовой. Дневники ее мужа Николая Пунина, ее близкого человека Владимира Гаршина, друга Ахматовой, жены литературоведа Бориса Энгельгардта Лидии Андреевской. Стены маленькой комнаты оклеены увеличенными фотографиями закоченевшего города, звучит скрип тяжелых медленных шагов по снегу, пол застелен белым, белой же тканью отделено пространство для письменного стола. Периодически повторяются кадры из учебного фильма об элементарной дистрофии - изможденные дети из блокадного города. Идея проста: с одной стороны - нечеловеческие ужасы голода, бомбежек и смертей, с другой - то, что помогало остаться людьми. Говорит сотрудница музея Ахматовой Татьяна Позднякова:

Татьяна Позднякова: Вот люди входят сюда, садятся за письменный стол, видят подлинные эти документы, и могут перелистать страницы дневников и писем, и услышать голоса и Пунина, и Гаршина, и Энгельгардта. Можно прочитать дневник Гаршина, а там строчка: "Нет человека, аще проживет и не согрешит". Строчка из псалма, который читают тогда, когда получают известие о смерти человека, если человек умер не дома. Жена Гаршина умерла на улице, в октябре 1942-го года, около Апраксина двора, и вот Гаршин, который называл себя внерелигиозным человеком, записывает эту строчку.

Татьяна Вольтская: Среди документов на письменном столе - статья патологоанатома Гаршина, переписанная от руки его студенткой: "Там, где смерть помогает жизни". О том, как, изучая смерть, пытаются спасти человеческую жизнь. Стены тоже оклеены фрагментами из дневников, среди них такой, из дневника Николая Пунина: "Господи, спаси нас, мы погибаем! Но его величие так же неумолимо, как непреклонна советская власть. Ей, имеющей 150 миллионов, не так важно потерять 3, его величию, покоющемуся в эфире, не ценна, как нам, земная жизнь, мы гибнем". Оформляла выставку художник Людмила Белова. Экспозиция - часть долгосрочного проекта, названного ахматовской строкой: "Для Бога мертвых нет".

XS
SM
MD
LG