Ссылки для упрощенного доступа

Леонид Невзлин, один из совладельцев "ЮКОСа", жалуется на угрозы


Программу ведет Андрей Шароградский и Надежда Перцева. В программе принимают участие корреспонденты Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Андрей Шароградский: Леонид Невзлин, один из совладельцев "ЮКОСа", обратился к генеральному прокурору России Владимиру Устинову с жалобами на угрозы и шантаж со стороны преступников. Бизнесмен утверждает, что преступная группа, в которую входят офицер российских правоохранительных органов, требует от него несколько миллионов долларов, которые "ЮКОС" якобы задолжал лидеру группировки. Невзлин, получивший гражданство Израиля, живет за границей и утверждает, что не может вернуться в Россию из-за преследований по политическим мотивам.

Тем временем государственный обвинитель продолжает зачитывать материалы уголовного дела "ЮКОСа", которые, по его мнению, доказывают вину Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Андрей Крайнова. Суду представят доказательства, которые содержатся в первых шести томах уголовного дела (а в деле их более 370). Рассказывает Марьяна Торочешникова.

Марьяна Торочешникова: В ходе первой части судебного заседания адвокат Михаила Ходорковского Генрих Падва обратил внимание суда на то, что государственный обвинитель Дмитрий Шохин в подтверждение виновности подсудимых четырежды зачитал один и тот же документ - инвестиционный договор АОЗТ "Волна".

Генрих Падва: Но он важный документ, беспорно, один из основополагающих документов, которые надо будет анализировать, оценивать и так далее, но это не значит, что его нужно в нескольких экземплярах представлять. Мы полагаем, что это, конечно, неправильно, он создает таким образом ложное впечатление, что документов много, доказательств много, в то время как в данном конкретном случае это одно доказательство. Поэтому мы сделали заявление, обратили внимание суда на это обстоятельство.

Марьяна Торочешникова: Вскоре после заявления адвоката в деле был объявлен небольшой перерыв, во время которого внимание журналистов и адвокатов привлек некий Виталий Ткаченко. Он явился в здание Мещанского суда и заявил, что готов выступить основным свидетелем защиты.

Виталий Ткаченко: Это все началось из-за меня. Сначала травили меня, я обратился к Ходорковскому, он согласился мне помочь. Началась травля "ЮКОСа", Ходорковского. Я готов подать на Владимира Путина в суд. Выиграю, не выиграю, мне все равно.

Марьяна Торочешникова: Свидетель еще не успел рассказать Генриху Падве обо всех известных ему фактах, подтверждающих невиновность Ходорковского, когда перерыв закончился. Участники судебного заседания продолжили знакомиться с предложенными прокурором доказательствами - и здесь не обошлось без замечаний адвокатов. Рассказывает адвокат Платона Лебедева Елена Липцер.

Елена Липцер: При представлении документов государственный обвинитель на некоторое время замешался и сам не мог понять, что происходит, потому что на определенном листе дела пронумерованные листы закончились, и дальше листы был не пронумерованы. Встал адвокат Падва и сказал, что это защитой было замечено ранее и что там действительно находятся 15 листов, которые никак не пронумерованы, но которые дублируют те материалы, которые до этого в этом томе содержатся. На что государственный обвинитель сказал: "Ну да, это сдвоенные листы". Что это значит - непонятно, поскольку все материалы дела должны быть прошиты, пронумерованы и в таком виде представлены для ознакомления обвиняемому и его защитникам.

Марьяна Торочешникова: Как и в первом случае, суд не высказал своего отношения к заявлению защиты и прокурор продолжил представлять доказательства.

Большая часть времени в сегодняшнем заседании ушла на оглашение обвинителем документации акционерных обществ, через которые проходили акции "Апатита" - "Малахита", "Наутилус", "Буревестник" и другие. Прокурор зачитывал протоколы собраний акционеров этих компаний, их уставы и прочие документы, касающиеся деятельности этих фирм. Таким образом, обвинитель Дмитрий Шохин пытался обратить внимание суда на то, что эти акционерные общества были связаны как между собой, так и с "Менатепом", а документы эти должны были подтверждать и то, что 20-процентный пакет акций "Апатита" разделили подставные фирмы. Говорит адвокат Платона Лебедева Владимир Краснов.

Владимир Краснов: Он говорил, что есть подставные компании, он их так называет, потому что они не соответствуют гражданскому кодексу якобы. А сейчас он блистательно привел убедительные доказательства, что эти самые компании соответствуют Гражданскому кодексу. Он нам представил документы о государственной регистрации. То есть как бы путается в показаниях обвинитель. Вчера говорить о том, что не соответствует, а сегодня приводить доказательства, что соответствует, причем полностью. На налоговом учете состоят, государственную регистрацию прошли. А какие еще нужны доказательства, что они не подставные, а нормальные, законные юридические лица?

Марьяна Торочешникова: На нынешней стадии процесса подсудимые не проявляют большого интереса к слушаниям. На скамье подсудимых Платон Лебедев решает сканворды, а Михаил Ходорковский читает историческое исследование бывшего советника президента Рейгана Ричарда Пайпса с говорящим названием "Россия при старом режиме". Откровенно скучают и журналисты, наблюдающие за ходом процесса. С каждым днем их все меньше приходит в здание Мещанского суда.

XS
SM
MD
LG