Ссылки для упрощенного доступа

Российские предприниматели ежегодно платят чиновникам разных уровней более тридцати миллиардов долларов взяток


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Иван Трефилов.

Андрей Шароградский: Российские предприниматели, по последним оценкам, ежегодно платят государственным чиновникам разных уровней более тридцати миллиардов долларов взяток. Половина этих денег приходится на долю надзорных органов. Но уже в июле этому бизнесу может прийти конец – государство отказывается от контроля за качеством всей выпускаемой в стране продукции.

Тему продолжит экономический обозреватель РС Иван Трефилов.

Иван Трефилов: Система надзора за качеством выпускаемых в России товаров безнадежно устарела. До сих пор национальная промышленность работает по государственным стандартам, утвержденных еще при советской власти. Тогда, в условиях планового хозяйства, других способов поддерживать приемлемый уровень производимой продукции просто не существовало. Теперь времена иные – конкуренция на рынке уже появилась, а старые требования никуда не исчезли. Государственные чиновники этим и пользуются – они по-прежнему пытаются контролировать производство товаров. Дело доходит до абсурда – торговая инспекция, например, бракует партию хлебобулочных изделий – количество насечек на батоне не соответствует ГОСТу. Говорит координатор рабочей группы администрации президента по совершенствованию системы взаимоотношений предприятий с органами власти Александр Рубцов.

Александр Рубцов: В свое время Госстандарт даже принял такое решение о том, что обязательными являются требования ГОСТа только по безопасности. Но если мы посмотрим на практику, то мы обнаружим, что снимается партия, допустим, мужских костюмов по требованиям безопасности – отсутствует лоскуток и запасная пуговица. Снимается с реализация партия постельного белья по соображениям безопасности - они по размерам требованиям ГОСТа не соответствуют. Представляете, какой кошмар.

Иван Трефилов: Подобные случаи далеко не единичны. Как показывает статистика, лишь малая часть выпускаемых в России товаров действительно опасна для потребителя. Это подтверждает эксперт той же рабочей группы, кандидат экономических наук Виктор Петрасюк.

Виктор Петрасюк: Мы проводили анализ инспекций, по официальным данным ведомства, и оказалось, что около 3% всех проверок относились более-менее в какой-то степени к безопасности, а все остальное было таким – нарезка батонов, запах не понравился, вид не понравился, неправильно шпагатом обтянут батон колбасы. И все это не шутки, это все как у нас говорят, беспредел. Может делать изготовитель, но он отвечает по полной программе, ему сразу штраф и плюс запрет на реализацию. Это не такая шуточная мера.

Иван Трефилов: Работа всякого рода контрольных и надзорных служб уже давно превратилась в надежный и доходный бизнес. Многочисленные структуры, призванные по устаревшим законам обеспечивать правильную технологию выпуска товаров, в буквальном смысле парализуют деятельность предпринимателей. А те, в свою очередь, вынуждены откупаться от бесчисленных проверяющих угощениями, услугами и просто деньгами. Но старые стандарты скоро будут отменены. С 1 июля вступает в действие закон с неброским названием – об основах технического регулирования. Александр Рубцов рассказывает о главной идее этого документа.

Александр Рубцов: Четко проводится граница между обязательными и добровольными требованиями. Обязательными становятся исключительно требования по безопасности, требования по качеству, по потребительским достоинствам становятся добровольными, что неизбежное условие рынка. Обязательный стандарт имеют смыслы только в условиях плановой экономики, когда нет конкуренции и когда есть дефицит. Если бы не было наших замечательных ГОСТов, у нас бы вообще при советской власти никто ничего более-менее приличного не делал бы. Это был единственный инструмент давления на предприятия, чтобы они качество обеспечивали. В условиях рынка это бесполезно и вредно. У нас до сих пор формально обязательные ГОСТы и, тем не менее, на потребительском рынке видно, что все, что рынок пережевывает, все и производится.

Иван Трефилов: На практике это означает, что государственные органы больше не смогут в обязательном порядке контролировать качество товаров – главное, чтобы они были безопасны для потребителя. Вместо государственных стандартов вводятся технические регламенты – эти документы будут иметь статус закона. За их соблюдением власти собираются жестко следить. Но, как говорит один из авторов документа Виктор Петрасюк, расширить свои полномочия надзорное ведомство уже не сможет.

Виктор Петрасюк: Суперведомства не создастся, потому что в технических регламентах будет указано распределение действий ведомств по контролю. Во-первых, мы разводим нормотворчество ведомственное и ведомственный контроль. Потому что, если ведомство контролирует некие показатели, которые само же и устанавливает, оно всегда расширяет эту базу, и контроль разрастается до неимоверных размеров, что мы сейчас и видим. Технический регламент, это меняет. Нормы устанавливаются законодателем, контроль поводит то ведомство, которое будет записано в техническом регламенте.

Иван Трефилов: Противников у закона много. Одни говорят, что переход на новую систему уничтожит всю высокотехнологичную промышленность страны. Другие тревожатся о судьбе рядовых потребителей – мол, отказ от контроля качества приведет к появлению на рынке низкосортных товаров. Разработчики закона эти опасения считают надуманными. Координатор рабочей группы Александр Рубцов утверждает - люди сами разберутся, что им следует покупать.

Александр Рубцов: При всей обязательности существующих норм рынок уже утряс все, что можно было утрясти. Вы думаете, что после принятия этого закона что-то будет на рынке хуже? Хуже быть не может. Если бы они могли делать масло и сметану из гуталина, они бы и сейчас это делали и никакие госограны и ГОСТы им бы не помешали. Они это не делают, потому что покупать не будут. Строго говоря, на рынке ничего не изменится, уменьшится нагрузка, с одной стороны, на бизнес, с другой стороны, уменьшится нагрузка на контрольные органы, они смогут заниматься именно безопасностью, тем, чем должны заниматься. Тогда мы избавимся от этой имитации контроля качества государственными институтами.

Иван Трефилов: Закон начинает действовать в середине лета. Но чтобы новые правила стандартизации и сертификации заработали, необходимо еще утвердить в законодательном порядке более четырех сотен технических регламентов. Российские власти надеются сделать это в течение семи ближайших лет.

XS
SM
MD
LG