Ссылки для упрощенного доступа

Российская прокуратура расследует злоупотребления в рыбной отрасли


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Иван Трефилов и Михаил Горбунов.

Андрей Шарый: Министр внутренних дел Борис Грызлов, совершающий рабочую поездку по Дальнему Востоку, заявил в Магадане, что основная версия убийства губернатора Магаданской области Валентина Цветкова связана с распределением промысловых квот на вылов морских биоресурсов. Грызлов сообщил также, что правоохранительные органы расследуют и другие дела, связанные с крупными злоупотреблениями в рыбной отрасли.

Над темой работал Иван Трефилов.

Иван Трефилов: Валентин Цветков был убит в Москве в октябре прошлого года. Следователи тогда говорили, что в устранении губернатора могли быть заинтересованы преступные группировки, связанные как с золотым, так и с рыбным бизнесом. Но прошло чуть более полугода, и первая версия отпала. Сейчас Борис Грызлов утверждает, что Цветков стал жертвой разборок вокруг распределения квот на вылов биоресурсов. В ходе расследования убийства в отдельное производство было выделено еще несколько дел. По одному из них – крабовому – уже есть задержанные. Сам губернатор, будь он жив, вполне мог бы оказаться в их числе.

Схема, по которой сегодня в России делятся морские биоресурсы, достаточно сложна. Чуть более половины от общего объема – это промышленные квоты. Регионы получают их бесплатно. По этому же принципу выделяются научные квоты, но их объем не превышает четырех с половиной процентов от всех лимитов. Остальные ресурсы государство выставляет на аукционы, заставляя рыбодобывающие хозяйства платить немалые деньги только за право выйти в море и начать промысел. Этот порядок многим не нравится. Говорит представитель Совета народных депутатов Камчатской области в Совете Федерации Лев Бойцов:

Лев Бойцов: Научные квоты – да, это все-таки эффективно и другого, более лучшего пока не изобретено. Потому что научная квота она действительно дана для того, чтобы произвести добычу водных биологических ресурсов и определить состояние водных биологических ресурсов. Если говорить об аукционах – это совершенно другая тема, и аукционы это действительно национальный позор. Аукционной продажи квот на водные биологические ресурсы нет нигде в мире. И то, что внедрили аукционы, это приводит к дальнейшему обнищанию отрасли.

Иван Трефилов: В Магаданской же области нашли возможность на вполне законных, как им казалось, основаниях обойти действующие правила. Валентин Цветков решил доказать, что в Охотском море биоресурсов гораздо больше, чем считалось ранее. Для этого он предложил резко увеличить объемы бесплатных научных квот, выделяемых области. Подробнее об этом рассказывает наш корреспондент в Магадане Михаил Горбунов:

Михаил Горбунов: Научные квоты – тот объем добычи морских биоресурсов, который федеральные власти России разрешают добывать в регионах для изучения дельнейшей возможности этой самой добычи. Такие квоты бесплатно выделяются научно-исследовательским институтам, институты заключают договоры с рыбаками. Те добывают краба, трубача, минтая, треску и прочие богатства моря и продают их по своему усмотрению. А ученые на основаниях данных промысла делают свои прогнозы, и при этом получают какую-то долю от полученной рыбаками прибыли. Подразумевается, что эти средства возвращаются науке на ее развитие. Реально подобная съема - одна из лазеек для хищения криминальным бизнесом огромных средств федерального бюджета. Это мы видим и на примере уголовных дел, возбужденных в Магадане Генеральной прокуратурой России. В прошлом году на основании расчетов, представленных Магаданским научно-исследовательским институтом рыболовства и океанографии, губернатору области Валентину Цветкову удалось добиться от Государственного комитета по рыболовству России дополнительных научных квот для области. Прежде всего это были 1700 краба, это почти половина от всего количества, разрешенного области в прошлом году. Области дополнительные крабы достались бесплатно, но на федеральных аукционах цена этого валютоемкого продукта доходит до 5 тысяч долларов за тонну, итого 8 с половиной миллионов долларов. Доля, которую обычно рыбаки выделяют ученым за столь дорогой подарок, почти на порядок меньше – чуть больше тысячи долларов за тонну. Но даже эта мизерная сумма исчезла почти бесследно. Краб был добыт, через созданное покойным ныне губернатором Цветковым областное унитарное предприятие. Добыт в ущерб другим магаданским рыбакам по большинству двумя крупными фирмами, принадлежащими, кстати, советнику губернатора по рыбной области Виктории Тихачевой, и продан в Южную Корею. В бюджет области от этой продажи поступило всего около ста тысяч долларов. С точки зрения обывателя, это просто наглое воровство, с точки зрения российских законов – обычная коммерческая операция. В России до сих пор нет закона о рыболовстве и потому для местных властей не определены правила и порядок распоряжения морскими биоресурсами, которые попадаются в руки региональным чиновникам. Так что громкое уголовное дело, возбужденное генеральной прокуратурой России по факту мошенничества московскими и магаданскими чиновниками от рыболовства, вполне может рассыпаться в прах в связи с отсутствием состава преступления.

Иван Трефилов: Теперь Генеральная прокуратура занимается всеми, кто хоть как-то был связан с крабовыми квотами. Уже установлено, что в Москве идею Цветкова лоббировал первый заместитель председатель Государственного комитета по рыболовству Юрий Москальцов. Кроме него, арестованы руководитель Дальрыбфлота Виктория Тихачева и директор Магаданского института рыболовства Александр Рогатных. Все они подозреваются в хищении нескольких миллионов долларов, полученных от продажи биоресурсов. Но на этом дело может и не закончиться – увеличение научных квот было одобрено постановлением федерального правительства, а подпись под этим документом поставил сам Михаил Касьянов.

Следователи полны решимости довести крабовое дело до суда. Но специалисты сомневаются в том, что правоохранительные органы сумеют раскрыть все злоупотребления в рыбной отрасли. По мнению представителя камчатских законодателей в Совете Федерации Льва Бойцова, необходимо менять сам порядок распределения квот:

Лев Бойцов: Принцип должен быть жесточайший – это прямое участие субъекта Российской Федерации, Прибрежного региона. В чем это заключается? Выделили научные квоты, наука определяет в общий допустимый улов в целом по всем по всем бассейнам Российской Федерации. И вот когда определили ОДУ, в этом случае федеральный центр в лице правительства Российской Федерации говорит: Камчатская область, вам, к примеру, предоставляется на освоение и добычу 500 тысяч тонн рыбы, вам, Мурманская область – 200 тысяч. То есть распределили общедопустимый улов по субъектам Российской Федерации и так как это федеральный ресурс, правительство действует в рамках действующего законодательства, здесь ни к чему не подкопаешься. А вот дальше, я считаю, что должно быть прямое участие субъекта. Субъект Российской Федерации, допустим Камчатская область, у себя на территории в рамках рыбохозяйственного совета распределяет эти квоты на биологические ресурсы по пользователям. После того, как РХС распределил на территории эти квоты, все это должно будет утверждаться постановлением правительства Российской Федерации.

Иван Трефилов: Лев Бойцов говорит, что отдельные поправки в действующие законы уже подготовлены, а часть из них даже дошла до парламента. Но когда в рыбной отрасли будет наведен порядок, сказать сегодня не может никто. Слишком влиятельные силы абсолютно не заинтересованы в том, чтобы сломать масштабную систему полутеневого бизнеса, приносящего огромные прибыли.

XS
SM
MD
LG