Ссылки для упрощенного доступа

Повторные выборы президента Абхазии должны состояться до 13 января 2005 года


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.

Андрей Шарый: Сторонники кандидата в президенты Абхазии Сергея Багапша сегодня покинули здания правительства и Государственной телерадиокомпании в Сухуми, захваченные 12 ноября. Вчера, напомню, бывшие соперники в борьбе за пост главы Абхазии – Сергей Багапш и Рауль Хаджимба – договорились идти на повторные президентские выборы в одной команде. Голосование намечено на 9 января. Вице-спикер Государственной Думы России Сергей Бабурин был одним из посредников в этих переговорах. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.

Михаил Саленков: Вице-спикер российской Государственной Думы Сергей Бабурин ехал в Абхазию на инаугурацию победителя президентских выборов Сергея Багапша, которая должна была состояться в понедельник, 6 декабря. По мнению Сергея Бабурина, сомнений в победе Багапша на выборах 3 октября быть не могло.

Сергей Бабурин: Категорически не согласен с заявлениями, что есть сомнения в победе Сергея Багапша. Я не буду демонстрировать вам документы, их и так было много. Я просто скажу несколько цифр. Если из 137 тысяч избирателей, внесенных в списки для голосования, в выборах приняли участие 86 тысяч человек, и из них 44 тысячи проголосовали за кандидатуру Багапша. Здесь простая арифметика. А спорить по каким-то частностям можно бесконечно. Тогда мы ни в одной стране мира не остановимся при подсчете голосов. Надо иногда останавливаться. Обсуждая итоги выборов в октябре, мы не стали на них заострять внимание, и сказали: «Все, во имя гражданского согласия мы здесь ставим многоточие – и назначаются новые выборы».

Михаил Саленков: Соглашение между кандидатами в президенты, подчеркнул Сергей Бабурин, - вынужденная мера по достижению национального согласия в республике. Сергей Бабурин также рассказал, как будет развиваться ситуация, если кто-либо из кандидатов не будет выполнять условий соглашения.

Сергей Бабурин: В случае если со стороны Рауля Хаджимбы будет это соглашение нарушено, то вступление в должность президента республики Абхазии будет производиться по результатам выборов 3 октября 2004 года. В случае если соглашение будет нарушено по вине Сергея Багапша, то дальнейшее решение – как быть? – принимает действующий президент Владислав Ардзинба.

Михаил Саленков: Кстати, лично встретиться с действующим президентом Абхазии Владиславом Ардзинбой посредникам в переговорах не удалось.

Сергей Бабурин: Я настаивал на том, чтобы мне и Георгию Ивановичу Тихонову, ряду еще общественных деятелей России, которые приехали в Абхазию, ну или, по крайней мере, нам с Тихоновым была возможность предоставлена встретиться с действующим президентом, чтобы понять, где его позиция, а где стоит факсимиле, о чем он даже, может быть, и не знает. Благо все-таки Сергей Багапш с ним встречался. Здоровье у него еще действительно... хотя много лучше, чем раньше, но сейчас не позволило с нами встретиться. А может быть, не все из окружения Хашбы хотели, чтобы такая встреча состоялась.

Михаил Саленков: Повторные выборы президента Абхазии должны состояться до 13 января 2005 года. Сергей Багапш и Рауль Хаджимба идут на эти выборы в одной команде. Багапш – в качестве претендента на президентское кресло, Хаджимба – как кандидат на пост вице-президента. При этом функции вице-президента, как записано в соглашении, будут расширены и определяются отдельным протоколом. Протокол этот пока не опубликован. Бабурин отметил также, что президент не будет иметь возможность отправить вице-президента в отставку. О том, кто может составить конкуренцию Багапшу и Хаджимбе, которые набрали наибольшее количество голосов на выборах 3 октября, Сергей Бабурин предположил...

Сергей Бабурин: Вчера звучали первые фамилии людей, которые хотели бы участвовать в этих выборах и которые говорят, что они реально будут бороться за победу. Не принял окончательного решения Сергей Миронович Шамба, который был третьим номером по итогам, объявленным в октябре, Лакоба, который участвовал в этих выборах в качестве кандидата в президенты.

Михаил Саленков: Еще один российский посредник в абхазских переговорах – заместитель генерального прокурора Владимир Колесников – тоже считает, что у связки «Багапш – Хаджимба» есть достойные соперники на выборах, но с оговоркой, что на сегодняшний день эта пара вне конкуренции.

Прокомментировать соглашение кандидатов в президенты Абхазии я попросил политолога Андрея Пионтковского.

Андрей Пионтковский: Ну, если говорить об этом соглашении, оно настолько аморфное и зыбкое, что еще очень трудно судить, к чему оно приведет. Но если оно приведет действительно к выборам 12 января, это хороший исход всего этого безобразия.

Что касается Абхазии, то там наша власть умудрилась наделать еще больше глупостей, чем на Украине. Если на Украине действительно к России относятся разные круги по-разному, то абхазское общество стопроцентно было настроено пророссийски. Вести такую политику, чтобы будущий президент Сергей Багапш говорил, что о нас вытирают ноги, ну, это нужно было очень стараться. Во всяком случае, ни один человек в Абхазии после этого не подумает о той идее, которая была достаточно популярна до последнего времени, хотя и не реалистична, - о вступлении Абхазии в Россию.

Михаил Саленков: Президент Фонда «Политика», политолог Вячеслав Никонов считает, что в результате достигнутого соглашения в Абхазии удалось предотвратить внутренний вооруженный конфликт.

Вячеслав Никонов: Ну, в Абхазии, слава богу, ситуацию удалось разрулить. Главные противоборствующие силы вошли в единую коалицию. Это не значит, что эта коалиция навечно, но это значит, что нельзя ожидать в ближайшее время каких-то там острых внутренних конфликтов или вооруженных столкновений, которые более чем возможны были в том случае, если бы Багапш действительно был инаугурирован 6 декабря. То, что Багапш и Хаджимба идут одной командой, и я считаю, что это даже слишком хорошее решение, чтобы быть правдой. Оно может показаться странным, но оно в данной ситуации действительно оптимально. Ясно, что российское здесь влияние было решающим. Нет такой силы внутри Абхазии, которая могла бы посадить Багапша и Хаджимбу за стол переговоров. Ситуацию спровоцировала не Россия, я считаю, а противоречия в российском руководстве. У нас всегда наша политика была и остается многобашенной - в Кремле довольно много башен, и разные башни проводят разную политику. И ясно, что и у Хаджимбы, и у Багапша были свои покровители в Кремле. И скорее вот то, что произошло, было не результатом какой-то там неуклюжей политики России как таковой, а результатом российской внутриполитической борьбы.

Михаил Саленков: Вице-спикер Думы Сергей Бабурин, вернувшийся с переговоров в Абхазии, считает, что конфликтная ситуация, сложившаяся после выборов, могла привести к кровопролитию в республике. И заключив соглашение, обеим сторонам его удалось предотвратить.

XS
SM
MD
LG