Ссылки для упрощенного доступа

"Не участвовать во лжи" – общий кандидат российских демократических сил?


Программу ведет Андрей Шарый. Участвует российский политолог Андрей Пионтковский - с ним беседовал Арслан Саидов.

Андрей Шарый: Все без исключения независимые эксперты в России указывают политическую мотивацию преследований Михаила Ходорковского и возглавлявшейся им прежде компании "ЮКОС". Дело Ходорковского - это часть общей политики Кремля, утверждают эксперты, политика эта ведет к ущемлению средств массовой информации, создает угрозу и препятствия для деятельности политиков демократической ориентации. Именно такого рода соображениями было вызвано в минувшее воскресенье решение партии "Яблоко", проводившей в Подмосковье свой чрезвычайный съезд, отказаться от участия в президентской кампании марта 2004-го года. Как стало известно, партия "Яблоко" не будет выдвигать своего кандидата на выборах главы российского государства. Вопросы о том, как дальше будут развиваться политические события, и о том, какой оценки заслуживает такое решение "Яблока", мой коллега Арслан Саидов задал известному московскому политическому эксперту Андрею Пионтковскому.

Андрей Пионтковский: Оно может иметь очень серьезные последствия, и администрация президента это понимает, об этом можно судить по неадекватно жесткой и даже грубой реакции и президента, и председателя Центризбиркома Вешнякова два дня назад, когда эта идея бойкота еще только обсуждалась. По нашему законодательству президентские выборы признаются недействительными, если явка на них не превышает 50 процентов. И в случае, если "Яблоко", СПС и коммунисты не только заявят об отказе участвовать в президентских выборах, но и достаточно явно, недвусмысленно призовут своих сторонников не приходить на выборы, то сценарий провала станет вполне реальным.

Арслан Саидов: Вы считаете, что достаточно велики шансы того, что СПС и КПРФ тоже откажутся от участия в президентских выборах?

Андрей Пионтковский: Вы знаете, администрация президента будет делать все, что угодно, все, что в ее силах, чтобы хотя бы одна из этих партий выдвинула своего кандидата. Не секрет, что большое давление оказывалось на партию "Яблоко" и лично на Явлинского, потому что выбор между Путиным и гробовщиком Стерлиговым будет выглядеть уже совершенно неприлично. На КПРФ будет на съезде предпринята попытка давления вполне реальная, потому что существует серьезная оппозиция Зюганову, будет попытка снять Зюганова и заставить новое руководство выдвинуть такую кандидатуру, более-менее приемлемую для Кремля, например, Семигина, а в крайнем случае даже может быть и Глазьева. Хотя это не самый лучший вариант для администрации, она не хотела бы раскручивать Глазьева, даже в перспективе 2008-го года. Что касается СПС, то его возьмут за другое слабое место - за господина Чубайса в РАО ЕЭС. Уходить он оттуда никаким образом не хочет, тем более, что, как признал даже президент в своем последнем обращении, это громадный административный и финансовый ресурс СПС, тем более, что Чубайс, в отличие от Немцова, более оппортунистически и примиренчески относится к президенту - в силу занимаемого им поста. Возможно, на СПС будет использован этот канал давления.

Арслан Саидов: Если какой-то кандидат от демократических сил все-таки будет выдвинут, насколько весомой будет эта фигура без поддержки "Яблока"?

Андрей Пионтковский: Дело даже не в отсутствии или наличии поддержки "Яблока". Эта фигура будет в любом случае выглядеть как марионеточная, как выдвинутая по заказу администрации Кремля, и вряд ли она будет обладать какой-то серьезной поддержкой, тем не менее, необходимую задачу для администрации она выполнит.

Арслан Саидов: По вашему мнению, почему все-таки демократическим силам не удалось договориться о выдвижении единого кандидата?

Андрей Пионтковский: Видите ли, во-первых, все-таки их разделяют не только личные амбиции, как об этом часто говорят, скажем, взаимное неприятие Явлинского и Чубайса. Это партии с различными принципиальными установками. Для СПС самой фундаментальной ценностью является собственность, ради сохранения которой, ради священного права частной собственности она не раз была готова пожертвовать такой ценностью, как свобода. Это было и в 1999-м году, когда они бегали с плакатиками "Кириенко в Думу, Путина в президенты" и поддержали чеченскую авантюру, не только поддержали, но и называли предателями всех, кто не согласен. Это было и в 2001-м, когда вместе с Путиным они душили НТВ, это было проявление не только такого оппортунизма, но и неких общих с Путиным идеологических ценностей. Путин тоже сторонник частной собственности, но Путин откровенный враг свободы. Для "Яблока" свобода являются ценностью гораздо более высокой, чем собственность, да и избиратели у них разные. Тем более, после такого тяжелого поражения трудно было найти общий язык, но мне кажется, если СПС присоединится к этому бойкоту, то можно сказать, что они нашли общего кандидата, просто этого общего кандидата зовут: "Не участвовать во лжи".

Арслан Саидов: Андрей Андреевич, "Яблоко" заявляет, что следующие 4 года посвятит партийному строительству, решило объявить кампанию по призыву в партию, поставило перед собой, как говорит Явлинский, задачу создать серьезную, большую партию, которая будет действительно объединять демократическую оппозицию. Насколько эти планы, на ваш взгляд, осуществимы?

Андрей Пионтковский: Я позволю себе продолжить то, о чем я говорил: демократическим силам, прежде всего СПС и "Яблоку", нужно будет определиться, в чем они будут оппонировать Путину. Путину не надо оппонировать в плане идеи собственности, идеи рыночной экономики. Он рыночник, он убежденный рыночник, в этом заблуждение СПС и причина их романа, я надеюсь, уже подходящего к концу, с Путиным. В то же время Путин, в силу своей ментальности, своего бэкграунда, принципиальный противник свободы. Под угрозой в России сейчас не частная собственность. Под угрозой идея свободы. Ходорковский сидит в тюрьме не потому, что Путин борется против частной собственности. Ходорковский сидит в тюрьме потому, что Путин борется против частной собственности своего политического противника. Если демократические силы осознают, что именно во имя идеи свободы нужно оппонировать Путину, думаю, им гораздо легче будет преодолеть свои разногласия и создать сильную демократическую партию.

XS
SM
MD
LG