Ссылки для упрощенного доступа

Завершение регистрации федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют обозреватели Радио Свобода Михаил Соколов и Карен Агамиров.

Андрей Шарый: Центральная избирательная комиссия в среду в 18 часов прекратила прием документов, необходимых для регистраций федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы России. Окружными комиссиями закончен прием регистрационных документов от кандидатов в депутаты по одномандатным округам. Промежуточный финиш кампании анализирует автор и ведущий программы Радио Свобода "Выборы-2003" Михаил Соколов:

Михаил Соколов: Простая арифметика: в думских выборах примет участие не более 24-х партий и блоков. 13 зарегистрированы. 10 ожидают проверки подписей – одна партия - оформления миллионного залога в 37 с половиной миллионов рублей.

Сам процесс уже выявил как лидеров, так и аутсайдеров кампании: легко сдали подписи "Яблоко", СПС, Компартия. "Единая Россия" затянула процесс в связи с патологией своего избирательного списка – 29 губернаторов и около 60 чиновников, конечно, хотели уйти в предвыборные отпуска буквально в последний момент, чтобы их административный ресурс побольше работал на партию власти.

Массовый предвыборный уход в отпуск министров и губернаторов начался в среду - о своем выходе на избирательную страду уже объявил глава Татарстана, №4 "Единой России" Минтимер Шаймиев. Не опоздали евразийский блок Пал Палыча Бородина и загадочная партия "Русь", которую якобы финансируют неопитерские банкиры, а позиционирует князь Трубецкой, политтехнолог, прогремевший под фамилиями КошмАров или КошмарОв.

Грамотно включились в регистрацию - под последний день ЛДПР Жириновского, сам вице-спикер уже колесит по России, намеренный за две недели окучить 43 города. Оформились глазьевско-рогозинский блок "Родина", Союз возрождения жизни - двух спикеров Геннадия Селезнева и Сергея Миронова, Партия развития предпринимательства семейной депутатской пары Оксаны Дмитриевой и Ивана Грачева.

22 октября выявило 11 отстающих. Партия мира, блок Партии пенсионеров и Партии социальной справедливости, Конституционная партия, партия "Единение", "Народно-республиканская партия России", партия "За Русь святую", Демократическая партия России, "Союз людей за образование и науку (СЛОН)", "Зеленые", "Национально-патриотические силы" потеряли право льготной регистрации выдвинутых ими одномандатников, так же как и внесшая избирательный залог партия "Истинные патриоты России". ( ИПР – это бывшая Исламская партия России.)

Кандидаты этих 11 структур должны были успеть 22 октября самостоятельно внести залог, или представить подписи. Мало кто к этому был готов, так что в округах станет посвободней.

Сама вышла из борьбы Консервативная партия, чьим лидером был умерший недавно антикоммунист Лев Убожко, но проверка подписей ( а то, что бедные партии их стряпают некачественно хорошо известно) может закрыть дорогу в Думу 5-6-и избирательным объединениям.

Самым интересным для обывателей пока стал квартирно-денежный вопрос: лидером по доходам оказался единоросс президент Адыгеи Хазрет Совмен, продавший в прошлом году свой золотодобывающий бизнес примерно за 300 миллионов долларов. В "Единой России" лиц, получивших не менее миллиона зеленых оказалось человек 8, видный коммунист-нефтяник Сергей Муравленко заработал 10 миллионов, миллионеров в КПРФ оказалось еще трое. Есть долларовые миллионеры в СПС, "Яблоке и Народной партии.

В целом можно сказать, что в споре официальных деклараций участники выборов сгоняли вничью, поскольку закон не требует раскрывать состояния, оформленные на близких родственников, спрятанные в оффшор или траст.

Многие возмущаются первыми рекламными ходами предвыборной кампании. Одних возбуждает визит к единороссам Владимира Путина, плакаты с призывами возвеличивающим Единую Россию – без упоминания совам партия и без кавычек, других - манипуляции цифрами и фактами в агитках КПРФ, третьих недружественное взаимное поедание Явлинского и Чубайса, четвертых – эскапады Жириновского или внешнеполитические грубости Рогозина. Все это относят на счет безразмерного "черного пиара", требуют приять меры, зовут в судьи ЦИК и Александра Вешнякова.

На самом деле, бессмысленно требовать от политиков, занятых соблазнением народа собой, в такой брачный период трогательной любви к конкурентам. Все же выборы - род бескровного политического соперничества, заменяющего современному обществу гражданскую войну. Вот этим 2003-й год в России куда лучше 1993-го.

Андрей Шарый: Россия идет к выборам. Как противодействовать черному пиару, который, как считают многие в России, захлестнул средства массовой информации? Попытки ответить на этот вопрос, особенно актуальный в связи с предстоящим голосованием на выборах в Государственную Думу, предприняли участники "Круглого стола". Его организовал комитет Государственной Думы России по информационной политике. На заседании побывал корреспондент Радио Свобода Карен Агамиров:

Карен Агамиров: Россия задыхается от черного пиара – заявил член комитета Государственной Думы по информационной политике Андрей Вульф:

Андрей Вульф: Черный пиар со страниц газет, черный пиар с экранов телевизоров, черный пиар на интернет-ресурсах, специальные интернет-ресурсы, полностью посвященные черному пиару и сделавший черный пиар своим содержанием и форматом. Каким образом не утонуть в этом потоке? Каким образом отличить истинную информацию от неистинной? В последнее время, к сожалению, отношение, степень доверия читателей, зрителей, слушателей к средствам массовой информации в значительной степени подорвана. Люди не доверяют СМИ. Люди относятся к тому, о чем они узнают со страниц газет, с экранов телевизоров и слушают по радио, с недоверием. Отсюда отношение к средствам массовой информации меняется. Отсюда степень политической активности и, в частности, электоральной активности людей значительно понижается - зачем мы пойдем на выборы, когда и так все понятно, в газетах пишут то, что проплачено, на телевидении показывают тех, кого можно. Все то, о чем мы узнаем из средств массовой информации, крайне-крайне далеко от истины.

Карен Агамиров: Возможна ли сегодня эффективная борьба с черным пиаром?

Андрей Вульф: Я не идеалист. Я считаю, что сделать это на этом этапе развития полностью, конечно, невозможно. Но уже сегодня, я убежден в этом, можно сделать достаточно много для того, чтобы хотя бы каким-то образом ограничить, каким-то образом сдержать этот поток. На сегодняшний день в действующем законодательстве существует немало статей, которые, собственно говоря, призваны защитить общество и защитить объекты черного пиара, собственно говоря, от этого черного пиара. Прежде всего, это статьи 43-я, называется "право на опровержение". Это закон о СМИ. Статья 44-я – порядок опровержения, 46-я – право на ответ. 49-я - обязанности журналиста. 50-я – скрытая запись, 51-я - недопустимость злоупотребления правами журналиста, 59-я – ответственность за злоупотребления свободой массовой информации, 60-я – ответственность за иные нарушения законодательства о СМИ, 62-я – возмещение морального ущерба. Мы имеем прецеденты обсуждаемой по всей стране ситуации, связанной с выборами в Санкт-Петербурге, когда власть наступила на те самые грабли, которые, по сути, сами себе и поставила этим законом, оказавшись в очень двусмысленном положении. Я говорю об известном иске кандидата Марковой по поводу встречи кандидата Матвиенко с президентом Российской Федерации. В последнее время мы наблюдаем тенденцию обращения за возмещением ущерба, нанесенного деловой репутации. в суд.

Карен Агамиров: Недавно Арбитражный суд Москвы рассмотрел иск предпринимателей Петра Авена и Михаила Фридмана, а также "Альфа-Банка" и "Альфа-Эко", и принял решение обязать "МАКП-Медиа", издателя газеты "Версия" опровергнуть сведения, не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию истцов. Адвокат истцов Геролина Любарская убеждена:

Геролина Любарская: Арбитражный суд впервые вынес решение о возмещении морального вреда, который причинен средством массовой информации и взыскал с журналистов. Взысканные суммы, и это впервые возникли такие суммы в практике арбитражных судов, взысканные суммы составляют около 500 тысяч долларов США. Средством противодействия черному пиару может и должна быть реальность угрозы взыскания со средства массовой информации, и с его учредителя, и с журналиста, значительных сумм возмещения вреда. Любое СМИ, каждое из которых теперь понимает, что оно может обанкротиться в случае публикации заказных материалов, черного пиара, они будут проверять достоверность информации, которую предлагает журналист.

Карен Агамиров: Есть, по мнению Андрея Вульфа, еще один путь борьбы с черным пиаром:

Андрей Вульф: Это корпоративная этика, внутренняя борьба журналистов за чистоту своих рядов. Существует большое жюри Союза журналистов России. Год назад был создан оргкомитет борьбы с недостоверной информацией в СМИ "Золотая утка" с вручением одноименного приза.

Карен Агамиров: А вот депутат-коммунист Татьяна Астраханкина убеждена: настоящий черный пиар заказывает сама власть, а потому бороться с ним бесполезно.

Татьяна Астраханкина: При постоянных провалах и неудачах во внешней и внутренней политике день и ночь раскручивается образ действующего президента, его министров и карманной псевдопартии. Любая оппозиция выброшена из информационного поля, а если попадает на экран, то лишь в качестве объекта критики и разоблачений. Фактически установлена цензура в форме согласования информационной политики. В свое время не любимый мной писатель Солженицын назвал подобное поведение заключенных самосохранением. Теперь вопрос: можно ли бороться с этим посредством принятия соответствующих законов? Теоретически, наверное, да.

Карен Агамиров: Но только теоретически. Генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко также меньше всего в борьбе с черным пиаром рассчитывает на законодательство:

Игорь Яковенко: Законодательство у нас не либеральное, а как бы слово такое парламентское, поскольку стены заставляют, помогите пожалуйста, слово "идиотское" говорить неудобно, потому что обидит... Ненормативное, понятно... Тогда не будем характеризовать. Ну, я рассчитывал на поддержку, не получилось. Не можем мы нормативную лексику подобрать, потому что ситуация, когда по закону абсолютно ничего нельзя сказать, никак нельзя комментировать выборы, это ситуация, убивающая не свободу слова. Это ситуация, убивающая выборы. И до тех пор, пока эта глупость будет существовать в нашем законодательстве, никакой борьбы с черным пиаром нельзя будет вести, потому что расстрелу подлежат все, кто вообще участвует в журналистике, кто сохраняет право на профессию журналиста в период. Вот сейчас назови мы любую фамилию, попадет это в средство массовой информации – будем виноваты. Любую, потому что нельзя отделить информацию от агитации, невозможно, закон так построен.

Карен Агамиров: Как обуздать черный пиар? Круглый стол в Государственной Думе России.

XS
SM
MD
LG