Ссылки для упрощенного доступа

Лидеры российских политических партий заключили пакт о проведении честных выборов


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие политический обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов.

Андрей Шарый: В Москве на общественно-политическом форуме «Выборы-2003» участники парламентской избирательной кампании в пятницу заключили договор о честных выборах. Подписи под документом поставили лидеры более двадцати российских политических партий. Партия «Яблоко» эту инициативу проигнорировала.

Михаил Соколов: Стенд Компартии России радовал публику заводными пролетарскими мелодиями и красными галстуками персонала, "Единая Россия" - агитаторами в желтых майках, ЛДРП - витающим под сводами манежа суровым ликом Жириновского и горами его трудов, а СПС - чучелом бюрократа в генеральском мундире и телероликами про единообразное телевидение. Подписание общественного договора под музыку с краткими речами и клятвами в том, что участники его обязуются на выборах руководствоваться приоритетом закона, не допускать войны компроматов и дискредитации конкурентов, обеспечивать равенство в информировании избирателей, в общем, вести себя культурно, прошло чинно, выкрики Ампилова не в счет.

Мотивы тех, кто пришел в Манеж, объяснял сопредседатель Республиканской партии Владимир Лысенко.

Владимир Лысенко: Единственное, что можем практически сделать – может быть, коалиция, наблюдательный совет они все будут следить за партией власти. Вешняков обещал, что он будет все замечания, предложения, жалобы незамедлительно рассматривать. Поэтому, может быть, в этом отношении каким-то образом появится противовес нарушениям, которые будет допускать на выборах и всегда допускала партия власти.

Михаил Соколов: Тему укрепил председатель Компартии Геннадий Зюганов. Вождь КПРФ нарушил благолепие, объявив, что партия подписывает пакт условно, с оговоркой. Коммунисты посчитали недостаточным обязательство партий отказаться от использования преимуществ, связанных с властью при проведении избирательных кампаний. Геннадий Зюганов потребовал, чтобы формируемый наблюдательный совет в течение двух недель обратился к президенту, Центризбиркому, Верховному суду и генпрокуратуре с требованием на деле оградить предвыборную кампанию и сами выборы от административного произвола, как он потом мне объяснил, в пользу "Единой России". Коммунисты потребовали от подлинной власти легитимизировать документ. Член руководства "Единой России" депутат думы Андрей Исаев отверг обвинения в использовании его партии административного ресурса. По его мнению, против нее используют старые клише.

Андрей Исаев: Наши оппоненты, тем не менее, не привели ни одного случая, когда "Единая Россия" нарушила какой-либо закон, касающийся деятельности политических партий или закон "О выборах". Мы не намерены нарушать их впредь. Поскольку мы законов не нарушаем, никаких исков против нас не будет, судебных решений не будет. А что касается выпадов в наш адрес, то они были, есть и будут – это нормально для избирательной кампании.

Михаил Соколов: Председатель Центризбиркома Александр Вешняков считает, что акция уже освящена обращение самого президента России. Разве Зюганову это мало?

Александр Вешняков: Власть, по-моему, сегодня четко продемонстрировала свое отношение к этой инициативе словами президента, которые обратился с посланием, с приветствием к участникам общественно-политического форума. Поэтому в данном случае давайте из этого исходить, позиции четко и ясно определены. Давайте в данном случае теперь выполнять эти позиции все, кто формально подписался под этим документом и тот, кто разделяет его установки. Я понимаю, что у каждой стороны при таком огромном стечение журналистов, здесь более 300 человек аккредитовано, есть желание провести свою пиар-кампанию.

Михаил Соколов: Александр Вешняков может столкнуться с инициативами снизу. Лидер партии "Народная воля" Сергей Бабурин уже преложил.

Сергей Бабурин: Согласие тех партий, которые будут подписывать этот документ, должно стать, на мой взгляд, условием законодательной инициативы сентябрьской этого года, чтобы не позже октября упростить и сделать максимально прозрачной процедуру выборов. Изменения статуса избирательных комиссий, начиная с ЦИК, лишить их права снятия кандидатов, только оставить судебный порядок. Это должно быть изготовление прозрачных ящиков для голосования и начало подсчета голосов только после того, как в ящике будет обнаружен первый бюллетень, на котором в начале дня должны расписаться все члены комиссии, чтобы исключить подмену.

Михаил Соколов: А вот загорелый лидер Союза правых сил Борис Немцов к только что подписанному документу, как и к инициативе Геннадия Зюганова потребовать от исполнительной власти равенства возможностей, отнесся явно с иронией.

Борис Немцов: Я вообще долго изучал вопрос. В каких странах, где есть демократия, подписываются подобные договоры. Выяснилось, что последний договор подписывался в Зимбабве. В Зимбабве, между прочим, вы знаете, режим Мугабы - негодяя и подлеца, который довел до ручки свою страну, пять миллионов людей больны СПИДом и столько же страдают от голода, вот там подписывали этот договор. Мы без особых иллюзий подписывали договор, понимая, что во многом то, что там написано, это протокол о намерениях. Но если хотя бы половина того, что там написано, будет реализовано, я буду считать это большим успехом России и нашим собственным успехом. В принципе в этом весь смысл понятийного отношения к выборам. Есть закон о выборах, есть закон о политических партиях, есть процедура Центральной избирательной комиссии. Вообще-то в нормальной стране договор не нужен, есть же законодательство, которое регулирует выборный процесс. Тем не менее, мы договор подписываем. Я так скажу – кашу маслом не испортишь, хуже не будет, мы его подписали. Хотя, я надеюсь, что настанет время, когда без всяких договоров по закону, а не по лжи. А Зюганов по понятиям всю жизнь и жил, ему нужно, чтобы пришел путин, чтобы освятил "Утверждаю. Путин", вот тогда он со спокойным сердцем поверил бы, что центральные каналы, которые контролирует Кремль, а также спецслужбы, которые он контролируют, а также полпреды будут построены в ряд и будут давать ему доступ к средствам массовой информации, так же как его коллеге по борьбе товарищу Грызлову. Никогда этого не будет, никогда этого не было при коммунистах, естественно, никогда это не будет при нынешней власти. Власть, к сожалению, живет по понятиям, и наша задача заставить ее жить по законам.

Михаил Соколов: Владимир Жириновский, чьи речи из динамиков заглушали самого небритого вождя ЛДПР, дал иную парадоксальную оценку договору.

Владимир Жириновский: Ну это как бы добавить духовный элемент. Закон, конечно, обязывает нас, но когда мы взяли обязательство подписать договор, то это просто дополнительное обязательство. Как брак, свидетельство о браке, где ты говоришь жене, что будешь еще лучше относиться, чем положено как мужу.

Михаил Соколов: К предложению Зюганова как вы относитесь насчет того, чтобы исполнительная власть выступила гарантом этого договора?

Владимир Жириновский: Естественно, пускай попробуют. При Ельцине первый и второй канал показывали нас через день, а когда сейчас влияет исполнительная власть, они нас совершенно не показывают.

Михаил Соколов: А невдалеке управделами Союза России и Белоруссии Михаил Бородин выступал в роли вождя Евразийской партии Союза патриотов России, и в привычном амплуа рубахи-парня рассуждал, что суть пакта о ненападении объясняет анекдот.

Михаил Бородин: Если, говорит, нельзя, но очень хочется, то можно. Так примерно сегодня подписание. Если, мы знаем, никто в это не верит, но все подписываются.

Михаил Соколов: Партия "Яблоко" отказалась от участия в договоре. Отметив специальном заявлении, что она во всей совей деятельности всегда соблюдала и будет соблюдать законы. В четверг ее зампредседателя Сергей Митрохин сообщил.

Сергей Митрохин: Мы не хотим принимать участие в имитации. У нас в стране создается имитация демократии, у нас в стране осуществляется имитация парламентаризма, имитация гражданского общества, независимого суда. Нам хотят продемонстрировать еще и имитацию честных выборов.

Михаил Соколов: "Яблоко" отдельно пообещало никогда не использовать в своих кампаниях грязные технологии, административный ресурс, всегда предоставлять прессе правдивые сведения, вести открытую публичную дискуссию и не заниматься подкупом избирателей. Один из лидеров "Либеральной России" Аркадий Янковский сообщил, что и эта партия отказалась от участия в договоре.

Аркадий Янковский: "Либеральная Россия" в принципе выступает за честные выборы, но мы не верим в то, что это возможно. Мы видим на примере, мягко говоря, соперничества СПС и "Яблока" уже сегодня, что такие выборы невозможны. Честно и откровенно говоря, мы не верим, что это возможно. И своим присутствием, наверное, мы бы придали дополнительную легитимность этому утверждению, чего мы делать не хотим.

Михаил Соколов: Создалось впечатление, что подписание договора "Честные выборы" и участие в рекламной выставке, где место стоит 30 тысяч долларов, нужно было многим партиям для того, чтобы показать свою лояльность главе Центризбиркома Александру Вешнякову. В кулуарах звучало мнение, что выставка стала демонстрацией слабости партий, которые готовы подписывать любые продиктованные Кремлем документы ради имитации демократических процедур в России. Известный политтехнололог Игорь Минтусов с этим не вполне согласен.

Игорь Минтусов: Партии идут в народ, а не на поклон. Каждая старается представить свое политическое лицо. Большой праздник для политтехнологов.

Михаил Соколов: По манежу сновали стаи озабоченных ловлей дичи политтехнологов, и потому особо злые языки тут же заклеймили выставку обидными девизами. Самый невинный из них был "волки за вегетарианство". Но политконсультант Глеб Павловский не расстроился.

Глеб Павловский: Вообще зрелище человека, который торжественно подписывает документ о том, что он будет соблюдать общепризнанные правила, оно несколько сомнительно и наводит на вопрос, а чем же этот человек занимается в остальное время. Тогда возникает следующий вопрос – а зачем он это подписывает? Именно поэтому это не стоило делать в такой форме. Потому что это просто сделано в культуре нашей шоу-политики, и избирателей эта форма может раздражать. А по содержанию в этом документе нет ничего постыдного.

Михаил Соколов: Если договор о ненападении выглядит как какая-то средневековая клятва перед началом рыцарского турнира вассалов, присягающих в виду очей посланца сеньора, а сам ярмарочный форум в Манеже во многих деталях смотрится пошловато и потешно-претенциозно, и не зря его тут же обозвали выставкой-продажей политических партий, а все же именно он не столь раздражает, хотя и истинные задачи его организаторов видны всем – они задорого выстраивают картонные декорации народоправца перед стенами закрытого от общества властного Кремля вместо повседневного реального демократического мироустройства. В пятницу в Манеже начался фестиваль недешевого любительского политтеатра, с жизнью и управлением страной весьма плохо связанный. И все же через десятилетие эта манежная тусовка, этот даже не детский сад, а политические партийные ясли и для тех, кто в нее втянулся, и для тех, кто ее демонстративно пробойкотировал, может оказаться важной вехой. Специалистам известно, что игры, в которые играют и дети, и взрослые, нередко предопределяют сознательную жизнь, в том числе и общества.

XS
SM
MD
LG