Ссылки для упрощенного доступа

Вновь начались дискуссии о том, по какой системе нужно выбирать депутатов парламента


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.

Андрей Шарый: Формальное происшествие - собрание в Центральной избирательной комиссии с целью вручения Владимиру Путину нового удостоверения Президента России глава государства использовал для того, чтобы встряхнуть отдыхающую на праздниках политическую элиту. Путин высказал пожелание, чтобы все депутаты Государственной Думы избирались по партийным спискам, что, теоретически рассуждая о будущих выборах, может дать партии "Единая Россия" стопроцентный контроль над деятельностью парламента. О реакции политиков на эту инициативу рассказывает Карэн Агамиров.

Карэн Агамиров: Лидер Республиканской партии России Владимир Лысенко полагает, что:

Владимир Лысенко: Заявление Владимира Путина о необходимости укрупнения политических партий снова нас возвращает в 99 год, когда создавалась партия "Единство". Путин, выступая на учредительном съезде этой будущей правящей партии, заявил, что ему очень нравится двухпартийная система, которая существует в Соединенных Штатах и в Англии, и что России нужно стремиться к этой системе. Я так понимаю, что он продолжает активно развивать эту идею.

Вначале принят закон очень жесткий о политических партиях, который существенно усложнил существование политических партий в нашей стране, и их количество сократилось за прошедшие четыре года примерно в два раза, осталось сейчас их примерно около 30. На выборах, мы знаем, в Государственную Думу прошло четыре политических партии или четыре политических объединения. И на выборах в наш парламент у нас чередуется количество партий: один раз четыре партии, через четыре года, как правило, проходит шесть. Видно, Путина эта ситуация больше не устраивает и он хотел бы, чтобы к 2007 году у нас осталось две, максимум три политических партии. Учитывая, что партия власти, а именно партия "Единая Россия" получила две трети мест в парламенте, она сейчас активно срастается с государственным чиновничеством. Партия, очень похожая на нашу бывшую Коммунистическую партию Советского Союза. У нас фактически кандидатами реальными остаются сегодня "Родина", Либерально-демократическая партия, а также то, что сегодня Кремль делает из Коммунистической партии.

Карэн Агамиров: Независимой партии любого направления, сетует лидер одной из таких партий Владимир Лысенко, сегодня крайне сложно рассчитывать на место в парламенте.

Владимир Лысенко: Если она не имеет поддержку Кремля. Поскольку после известных событий с ЮКОСом сегодня олигархи и крупные бизнесмены могут давать той или иной политической партии деньги только при определенном разрешении из высшего исполнительного органа власти нашей страны. Так что, я полагаю, что, действительно, к 2007 году мы будем иметь уже полностью контролируемую партийную систему. И, боюсь, что демократическому, либеральному флангу в этой системе места вообще не найдется. Идея, которая давно уже пропагандируется из Кремля, что будет создана сверху на базе части "Единой России" либеральная партия, то есть искусственная, полностью подчиненная нынешней власти, скорее всего и будет реализована. Поэтому, к сожалению, это утверждение президента ведет нас не к демократическому устройству нашего государства, а все больше к патерналистскому режиму.

Карэн Агамиров: Владимир Николаевич, но вместе с тем президент сказал, что "мелкие политические объединения имеют право на существование, и мы их будем поддерживать".

Владимир Лысенко: Я буду очень рад, если это будет делаться. Президент еще у нас хорошее сделал выступление после того, как выборы президентские закончились, сказал, что мы будем гражданское общество развивать, развивать демократические права и свободы. Но мы знаем, что далеко не все, что говорится с высокой трибуны, реализуется, к сожалению, на практике.

Карэн Агамиров: Член Либерально-демократической партии России, депутат Государственной Думы Алексей Митрофанов убежден в том, что:

Алексей Митрофанов: Партийная система в стране должна складываться естественным путем. А что это за выбор в пользу укрупнения, чей выбор - выбор общества или выбор Кремля, тут трудно понять. Но в целом у нас пока нет партийной системы, потому что у нас партийная только Дума и чуть-чуть Совет федерации. У нас нет партийного правительства, тяжело с партийными губернаторами, то есть нет этой всей вертикали. И, самое главное, у нас нет партийного президента. Мы должны понять, какую партию представляет президент, для того, чтобы в следующий раз, когда этого президента не захотят, пришла бы другая партия к власти.

Карэн Агамиров: А разве это неясно, Алексей Валентинович, какую партию представляет президент?

Алексей Митрофанов: Президент об этом открыто не сказал. Он опирается на эту партию, но он не стал ее членом и даже в каких-то ситуациях критикует, мы по закону "О шествиях" это видели. А хочется ясности в этом вопросе. Что такое вступление президента в партию? Это означает, что любой партийный активист на местах "Единой России", который дал кому-то в лоб, допустим, в ресторане, подводит президента, и мы можем спросить с президента за поведение тех или иных партийных активистов, а не сказать, что президент у нас выше партии, вообще-то он отдельно от всех. Почему Жириновскому любого помощника депутата ставят в упрек, если он даже его не видел и не знает, а в правящей партии у нас нет такой ответственности? Должна быть. И тогда на следующих выборах можно сказать, что эта партия сделала то-то и то-то не так, мы хотим другую партию и другого президента.

Самое главное, что означает многопартийная система? Многопартийная система в условиях демократии означает готовность уходить и отдавать власть другой политической партии. И когда некоторые деятели суетились по поводу создания и обсуждали двух-четырехпартийную систему в России, я им сказал: а вы готовы отдать власть коммунистам или ЛДПР пусть через восемь лет, пусть через 12 лет? Они засмеялись и сказали - нет, не готовы. В чем же смысл вашей многопартийности? Россия развивается по линии группировок властных.

Карэн Агамиров: Алексей, а что вы думаете о возможности того, что из "Единства" будет вычленено либеральное крыло, и оно может стать заменой ЛДПР даже?

Алексей Митрофанов: Вы знаете, я так не считаю, потому что это опыт из пробирки. Какой ребенок лучше получится - в результате искусственного осеменения или естественным путем? Либеральная партия должна родиться. Она же родилась в начале 90-х естественным путем.

Карэн Агамиров: Один из руководителей партии "Яблоко" Сергей Иваненко остановился на предложении президента полностью перейти к выборам в Государственную Думу по партийным спискам.

Сергей Иваненко: Это правильная идея, мы ее выдвигали несколько лет назад. Я думаю, что в сложившихся сегодня в России политических условиях выбор Госдумы, учитывая ее полномочия, только по партийным спискам - это вещь правильная. Только, к сожалению, в России бывает так, что не решается проблема в целом, только каким-то отдельным, частным решением. Ведь мы предлагали сделать следующее. Мы предлагали: пункт 1 - сделать выборы в Госдуму по партийным спискам, то есть все 450 депутатов выбираются при 5% барьере. Второе: барьер предлагали оставить 5%, но если партия преодолевает в округах, если она имеет проценты в каких-то округах достаточно высокие, выше остальных, то тогда все ее проценты засчитываются. То есть сделать так, как работает избирательная система в Германии. Мы взяли германскую модель и забыли эту мелочь, которая, собственно говоря, придает смысл этой системе. И третье, мы предложили, чтобы Совет федерации формировался на выборной основе, то есть чтобы все сенаторы выбирались прямым голосованием. Тогда будет нормальная сбалансированная система, тогда Дума будет партийная, 5% барьер будет мягкий, то есть там будет возможность, чтобы партии проходили и меньше 5%, если они имеет устойчивые позиции в каких-то регионах. И третье - обязательно Совет федерации, в который выборы. Но у нас ищут, как мне кажется, простых решений. Просто изъять из контекста и ввести такую систему, я думаю, что еще надо посмотреть, к чему это приведет.

XS
SM
MD
LG