Ссылки для упрощенного доступа

"Фракция "Единая Россия" против увеличения срока полномочий президента"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие обозреватели Радио Свобода Олег Кусов и Михаил Соколов.

Андрей Шарый: "Фракция "Единая Россия" против увеличения срока полномочий президента", - заявил председатель Государственной Думы Борис Грызлов. По его словам, большинство депутатов не допустят изменения конституции. "Единой России", напомню, принадлежит две три мест в Госдуме. Против увеличения срока президентских полномочий вечером в четверг высказался и сам Владимир Путин. На заседании "круглого стола" на тему "Монополия на власть в Государственной Думе недопустима", который в пятницу прошел в Москве, поднимался этот вопрос. Большинство участников заседания высказались против инициативы законодателей Ивановской области. Нашлись, однако, у этой идеи и сторонники.

Олег Кусов: Участники заседания "круглого стола" в своих выступлениях и беседах с журналистами не обошли вниманием и трагедию в московском метрополитене. Председатель партии "Союз людей за образование и науку" Вячеслав Игрунов обратил внимание на то, что определенные политические круги пытаются использовать трагедию для обоснования попыток вернуться к авторитаризму в России.

Вячеслав Игрунов: Давайте не сбрасывать со счетов, что наша страна всего 15 лет назад вышла из практически тоталитарного режима или, во всяком случае, чрезмерно авторитарного режима. И возвращение к жестким методам управления воспринимается довольно естественно.

Олег Кусов: Депутат Государственной Думы России Владимир Рыжков подверг резкой критике предложение своего коллеги Дмитрия Рогозина об отмене президентских выборов и фактическом введении чрезвычайного положения. Участники заседания "круглого стола" по теме о недопустимости монополии на власть в Государственной Думе затронули предложение об увеличении срока президентских полномочий.

Владимир Рыжков: Это, видимо, такая общая закономерность, когда авторитарные режимы склоны менять правила по ходу игры для закрепления своей авторитарной власти. В этом, собственно говоря, и состоит тест на демократию: насколько та или иная страна способна выдержать правила игры, выдержать неизменность конституции, провести несколько избирательных циклов по одним и тем же правилам. Пока, как мне кажется, сам Владимир Путин искреннее говорит о том, что он не хочет менять конституцию. Но его окружение, его придворные, его сановники, его челядь буквально требуют от него все более настойчиво, чтобы он дал санкцию на изменение конституции, на продление срока своих полномочий. Потому что она уже расселась по своим местам, она уже прикормилась, она уже захватила бизнесы. Она боится перемен, она боится демократической конкуренции, потому что в этой открытой конкуренции она, скорее всего, проиграет. Поэтому давление на него чудовищное, оно будет возрастать. Но теперь только от него фактически зависит, устоит ли он перед этим огромным соблазном. Общество пока против продления срока до семи лет. Пусть с небольшим перевесом, но опросы общественного мнения показывают, что скорее против, чем за.

Олег Кусов: Губернатор Самарской области Константин Титов не видит большой проблемы в увеличении президентского срока.

Константин Титов: Я лично убежден, что два срока - это очень хорошо. По продолжительности мировая практика есть и семь, и пять, и четыре года. В стране с развитой экономикой, как в Соединенных Штатах Америки, и с достаточно мощной экономикой, большой экономикой, как экономисты говорят, может быть, четыре года достаточно. В стране, где нужны серьезные преобразования по борьбе с бедностью, в стране, где нужны серьезные преобразования и создание рыночной экономики, может быть промежуток пять-семь лет тоже будет оптимальным. Франция же работала по семи годам, потом, когда экономика стала большой, когда темпы роста объема производства пошли, производительность труда, рождаемость повысилась, они ушли в пятилетний срок.

Олег Кусов: Лидер "Союза людей за образование и науку" Вячеслав Игрунов убежден, что президент России и без смены конституции может обеспечить себе длительное правление.

Вячеслав Игрунов: Эта инициатива просто холуйская, не имеет никакого отношения к юридическому содержанию. Потому что даже если этот закон будет принят, то он будет принят после избрания президента, может распространяться уже на следующего президента, отнюдь не на Путина. Путину это не надо. Сегодня мы имеем такое количество проблем с Европой, с Западом в целом, что введение такого новшества лишь обострит отношения России с демократическими странами. Я думаю, что Путин это очень хорошо понимает. Я убежден, что в рамках российской конституции существует много механизмов, чтобы бесконечно продлить влияние Путина в стране. Для этого достаточны те небольшие перемены в регламенте Государственной Думы, и обеспечить выдвижение премьер-министра большинством. Затем Путину надо возглавить партию большинства, вести дело так, как он ведет его сейчас, чтобы блокировать всякую возможность конкуренции. И тогда, как премьер-министр партии большинства, он может исполнять свои функции два, три, четыре, пять лет. При этом президент может быть избран очень удобный, с которым будет легко работать. Таким образом, я думаю, что для Путина это просто избыточно. У него сегодня сосредоточена такая власть, что он может, если пожелает, обеспечить себе длительное правление, не изменяя никакой конституции.

Олег Кусов: Участники заседания "круглого стола" подчеркивали, что Россия, согласно конституции, остается демократической федеративной республикой. Присвоение власти в ней недопустимо и должно караться законом.

Михаил Соколов: "Единая Россия" в лице своих фракционных орлов Олега Морозова и Владимира Пехтина клянется, что поспешили лишь якобы для того, чтобы отклонить залежалую, но уже прошедшую процедуру изучения, поправку Ивановской думы, как не соответствующей тезису президента о ненужности реформы конституции. Спикер Борис Грызлов заявил, что большинство намерено охранять конституцию от посягательств. Первый результат есть - глава государства сказал, что ему понятна инициатива тех, кто предлагает продлить конституционный срок президента. Тем самым Путин как бы поощряет тех, кто "служить бы рад". Вспоминается пушкинская сцена: крики подсадных из толпы безмолвствующего народа взывают к Борису Годунову, требуя венчаться на царство и создавая нужный настрой. Ныне все так же выглядит, как работа с общественным мнением, пока что голоса в опросах за четыре и семь президентских лет делятся примерно пополам.

Тема эта вряд ли будет забыта. Кремль должен к 2008-му году иметь альтернативу операции "Преемник". Ныне продемонстрировано личное нежелание президента менять основной закон. По словам Владимира Путина, "конституция является гарантом стабильности, надо сделать все, чтобы сохранить ее неприкосновенной". А дальше, что важно, Путин говорит: "И те положения, которые были приняты несколько лет назад". Последняя фраза выглядит странно, ведь никаких поправок в конституцию не вносилось. Значит речь идет не об основном законе, а об основе путинского режима. Самыми значительными нововведениями были: законодательное уничтожение сильного Совета Федерации и насаждение пресловутой вертикали внеконституционных, неоформленных законом федеральных округов. Президент изящно дал понять: для стабильности, то есть закрепления автократии, не надо демонстративно ломать основной закон. Сейчас в Чечне нет ни военного, ни чрезвычайного положения, а война есть, есть и беспредельный режим контртеррористической операции.

Сам же факт отказа президента от плохо оформленной инициативы демонстрирует одной части общества приверженность демократии. Сам же процесс правки конституции вообще не требует никакого формального участия главы государства: голосуют две трети думы, три четверти Совета Федерации, поправку ратифицируют две трети законодателей субъектов федерации. Подпись президента не нужна.

Сегодня спикер думы Борис Грызлов заявляет: "Изменений в конституции быть не должно". Но если понадобится по-быстрому решить проблему-2008, Кремлю надо будет только подать "единороссам" знак.

XS
SM
MD
LG