Ссылки для упрощенного доступа

Российский фондовый рынок чувствительно реагирует на заявления и решения относительно судьбы компании "ЮКОС"


Андрей Шароградский: Акции компании "ЮКОС" сегодня только за первые 10 минут торгов на Московской межбанковской валютной бирже упали более чем на 7 процентов, и причиной тому заявление Министерства по налогам и сборам РФ о начале проверки деятельности компании за 2002 год и, как считают многие наблюдатели, это приведет к выдвижению новых обвинений против компании "ЮКОС" в неуплате налогов. С подробностями корреспондент РС Михаил Саленков.

Михаил Саленков: Российский фондовый рынок весьма чувствительно реагирует на заявления и решения государственных чиновников относительно судьбы компании "ЮКОС". Нынешним летом цена на акции "ЮКОСа" так стремительно взлетала или снижалась, что Московская межбанковская валютная биржа трижды приостанавливала торги. Наиболее сильно акции компании упали после известий о возможной продаже нефтедобывающего ее подразделения "Юганскнефтегаза". Акции "ЮКОСа" потеряли тогда 20 процентов своей стоимости. Всего же только за июль на Российской товарно-сырьевой бирже котировки компании упали почти на 55 процентов. Если говорить более конкретно, на ММВБ в октябре 2003-го года за одну акцию "ЮКОСа" давали 485 рублей, в апреле 2004 - 350, в июне - около 200, в июле после того, как приставы пригрозили продать "Юганскнефтегаз", цена за акцию упала до 83 рублей. В июле "ЮКОС" был лидером по снижению котировок. Сегодня цена составляет около 120-130 рублей за одну акцию. Ситуацию я попросил прокомментировать главного экономиста инвестиционной компании "Тройка Диалог" Евгения Гавриленкова.

Евгений Гавриленков: Все это происходит, потому что очень трудно найти какое-либо рациональное объяснение тому, что происходит сейчас вокруг компании. Инвесторы очень остро реагируют на любые новости, акции очень резко упали, поэтому любая позитивная новость, когда говорится "государство не заинтересовано в банкротстве "ЮКОСа", в течение часа они идут вверх на 20 процентов. Потом, когда говорится о том, что могут быть другие требования предъявлены "ЮКОСу" за 2002, 2003 год, акции также моментально идут вниз, поэтому рынок так волотилен.

Михаил Саленков: Евгений Евгеньевич, скажите, а какова реакция всего Российского фондового рынка на вот эти взлеты и падения котировок "ЮКОСА"?

Евгений Гавриленков: Рынок в целом следует примерно в том же направлении, что идут акции "ЮКОСа". Если "ЮКОС" падает, он тянет за собой практически все другие акции. Все, что происходит сейчас вокруг этой компании, есть некий сигнал того, каков инвестиционный климат, что активы не все могут быть надежно защищены с точки зрения инвесторов.

Михаил Саленков: Когда "ЮКОС" проверяли насчет невыполнения своих налоговых обязательств, стало известно, что "ЮКОС" недоплатил государству в качестве налогов за 2000-й год 99 миллиардов рублей, за 2001-й год 98 миллиардов, и сейчас проводится проверка за 2002-й год, и скорее всего примерно столько же должен будет ЮКОС заплатить. Как вы думаете, есть ли у компании возможность погасить долг почти в 10 миллиардов долларов?

Евгений Гавриленков: Смотря в какие сроки, потому что, конечно, если будет сказано погасить этот долг в течение 5 дней при замороженных активах, это будет проблематично. Если будет достигнута какая-то договоренность о реструктуризации долга - там год, полгода. Под такой стимул можно будет работать - такая ситуация неоднократно повторялась с другими компаниями. У нас в стране, если есть большой долг, если есть заинтересованность в сохранении этой компании, в том, чтобы она продолжала работать, ставятся такие условия, чтобы компания имела возможность погашать долг...

Евгений Гавриленков: Придется ли для этого "ЮКОСу" продавать "Юганскнефтегаз"?

Евгений Гавриленков: Если речь идет о продаже, то это, конечно, уже речь идет о другой компании. Когда я говорил о том, что существует возможность реструктуризации долга, я подразумевал, что продажа вот в этой схеме части активов не будет. В противном случае, конечно, и продажа "Юганскнефтегаза" не сможет выплатить вот эти 10 миллиардов долларов.

Андрей Шароградский: Это было мнение главного экономиста инвестиционной компании "Тройка Диалог" Евгения Гавриленкова.

Сегодня в Москве продолжились служебные слушания по делу ведущих акционеров компании "ЮКОС". В Мещанском суде работала корреспондент РС Марьяна Торочешникова.

Марьяна Торочешникова: Первая часть сегодняшнего судебного заседания заставила скучать даже адвокатов, которые было оживились накануне и внесли ряд замечаний, касающихся того, как государственный обвинитель знакомит суд с доказательствами. Говорит Генрих Падва.

Генрих Падва: Сегодня совсем было скучно, никаких заявлений, никаких протестов с ничьей стороны не было. Прокурор продолжал читать материалы дела, документы. Он вразброс сейчас их поднимает. Вот даже трудно понять, почему он выбирает те или иные документы.

Марьяна Торочешникова: В частности, государственный обвинитель Дмитрий Шохин в качестве доказательств вновь привел записи из делового ежедневника Платона Лебедева. Говорит адвокат Константин Ривкин.

Константин Ривкин: Комментировать чужие записные книжки я не берусь. Я чужие дневники не читаю, ничего там интересного. На самом деле, я могу сказать, что у него-то - у прокурора - сейчас проблемы-то возникают какие? Дело в том, что когда эти черновые записи (их достаточно много) комментируются в обвинительном заключении, там же следователи пишут: на наш взгляд, вот такая запись свидетельствует о том-то, это их право. А когда зачитывает прокурор, у него такого права вольности нету оценивать это сейчас и поэтому выглядит это сейчас все, конечно, так, как выглядит, - вы сами можете об этом судить. Телефон такой-то, фамилия такая-то, с кем встречались.

Марьяна Торочешникова: После перерыва Дмитрий Шохин, будто приняв во внимание кулуарную критику адвокатов, вернулся к эпизоду приватизации акционерного общества "Апатит" в 1994 году и, пожалуй, впервые с начала оглашения доказательств обвинения зачитал действительно важный, по мнению защиты, документ - заключение комиссионной оценочной судебной экспертизы, проведенной в августе 2003-го года. Перед экспертами стояла задача определить рыночную стоимость 20-процентного пакета акций "Апатита" по состоянию на июль 1994 года и на 1-е октября 2002-го года. Над экспертизой работали специалисты ЗАО "Российская оценка" и ЗАО "Национальное агентство оценки и консалтинга". Согласно их заключению, установить рыночную стоимость акций "Апатита" по состоянию на 1 июля 1994 года не представляется возможным. А вот в октябре 2002-го года стоимость этого пакета с применением доходного подхода составила 62 миллиона 618 тысяч долларов. По мнению обвинения, эта экспертиза должна показать, что реальная стоимость акций "Апатита" была гораздо выше, чем та, что указана в мировом соглашении, заключенном между "Волной" и Российским фондом федерального имущества.

XS
SM
MD
LG