Ссылки для упрощенного доступа

Банкротство концерна "Грундиг"


Евгений Бовкун, Бонн: В Германии объявлено о банкротстве крупнейшего электронного концерна "Грундиг", торговая марка которого на протяжении нескольких десятилетий служила символом надежности германского производства. Предыдущие попытки спасти технологическое ядро "Грундига" и его дочерних фирм не увенчались успехом.

Девятый вал банкротств продолжает катиться по Германии. Сейчас он захлестнул и "Грундиг". Представитель баварского министерства юстиции сообщил журналистам об окончательном решении руководителей этого всемирно известного предприятия. Неплатежеспособность "Грундига" приобрела необратимый характер. Еще несколько дней назад менеджеры концерна пытались частично спасти положение, взяв осуществление процедуры банкротства в собственные руки, отказавшись от услуг со стороны государственных чиновников. Они надеялись в последний момент найти новых спонсоров.

События развивались следующим образом. После кризисного заседания в Мюнхене наблюдательный совет "Грундига" уполномочил известного адвоката и фининспектора Эберхарда Брауна немедленно взять на себя полномочия спикера правления концерна Ханса-Петера Кольхаммера, накануне подавшего в отставку. Браун считается крупным специалистом по части продажи обанкротившихся предприятий. Кроме того, у него есть неплохие связи в баварском министерстве экономики, на поддержку которого он может твердо рассчитывать. В настоящее время Браун занимается одновременно реализацией двух проектов: подыскивает покупателей для авиационного концерна "Дорнье" и предприятия глубокого бурения "Флоутекс". При так называемом самостоятельном проведении процедуры банкротства суд хотя и назначает внешнего управляющего, но основные решения принимаются менеджерами неплатежеспособного концерна.

Предыдущему руководителю "Грундига" Кольхаммеру не удалось в течение нескольких месяцев найти инвестора, который согласился бы взять на себя ответственность за большинство обесценившихся акций бывшего гиганта электронного производства и оплатить его долги. Контакты с тайваньским производителем электронной продукции "Сампо" длились больше года, в январе был подписан предварительный договор. В мюнхенском "Хилтоне", где заседали представители заинтересованных сторон, уже были приготовлены национальные флажки для решающей встречи, но затем переговоры зашли в тупик и в начале марта были окончательно прекращены. Тайваньские гости отбыли на родину разочарованными несговорчивостью германских промышленников.

Банкротство неизбежно, пришел тогда к выводу член наблюдательного совета Томас Шварц. Но поиски желающих рискнуть начать новую жизнь со старым наследием продолжались. Менеджеры "Грундига" желали во что бы то ни стало спасти технологическое ядро концерна и его дочерних компаний. Следующим кандидатом на приобретение убыточного производства оказалась турецкая фирма "Беко", входящая в крупнейший турецкий семейный холдинг "Коц". В течение последних трех лет она уже выполняла в Стамбуле заказы "Грундига". На ее конвейерах собиралось ежегодно свыше четырехсот тысяч телевизоров. Казалось, что выход найден, но в начале прошлой недели сорвалась и эта намечавшаяся сделка. Резиденция "Грундига" в Нюрнберге погрузилась в уныние. Эберхард Браун вынужден был отказаться от перспективы выполнить процедуру осуществления банкротства изнутри, силами сотрудников "Грундига". Сделка могла бы принести ему доход около пяти миллионов евро. Примерно во столько оценивался предполагаемый гонорар. Однако, вероятность успеха убывала с катастрофической быстротой. И основной держатель акций принял решение передать дело о банкротстве в руки прокуратуры. Дело в том, что восемьдесят девять процентов акций принадлежат баварскому фабриканту Антону Катрайну, производителю телевизионных антенн, который и возглавляет наблюдательный совет "Грундига". Остальные акции принадлежат группе банков, в которую входят "Дойче банк", "Дрезднер банк", Баварский земельный банк, а также государственное ведомство по финансированию промышленных проектов.

Отказываясь от услуг Эберхарда Брауна, акционеры "Грундига" исходили из безнадежности сложившейся ситуации. Неудачи "Грундига" начались не сегодня и не вчера. Эффективность производства и доходы падали на протяжении ряда лет. Еще два года назад убытки концерна составили сумму в сто пятьдесят миллионов евро. При этом постоянно понижалась квота собственного капитала. В прошлом году "Грундиг" потерял еще семьдесят пять миллионов евро. Теперь придется закрыть венский филиал, где занято свыше тысячи человек. Под угрозой закрытия находятся и другие филиалы. Эпоха "Грундига" бесславно завершается.

XS
SM
MD
LG