Ссылки для упрощенного доступа

Российская компания "Балтика" пыталась добиться банкротства белорусского пивоваренного завода "Криница"


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Дмитрий Казнин.

Андрей Шароградский: Высший хозяйственный суд Белоруссии в четверг отказался удовлетворить иск петербургской пивоваренной компании "Балтика" о признании банкротом крупнейшего производителя пива в Белоруссии завод "Криница". "Балтика" – крупнейший инвестор "Криницы" – обвинила белорусских партнеров в невыполнении обязательств по контракту.

Дмитрий Казнин: История отношений петербургской пивоваренной компании "Балтика", самого крупного пивоваренного предприятия в Европе, и белорусского пивзавода "Криница" насчитывает уже два года. Весной 2001-го года состоялась встреча генерального директора пивоваренной компании "Балтика" Теймураза Боллоева и президента Белоруссии Александра Лукашенко, на которой была достигнута договоренность об инвестировании "Балтикой" средств в завод "Криница", 80% акций которого принадлежали государству, а 20 трудовому коллективу. На встрече были оговорены и основные принципы вложения средств – соблюдение социальной структуры, соблюдение интересов работавших на предприятии, обязательная окупаемость проекта, объемы инвестиций. Рассказывает руководитель пресс-службы пивоваренной компании "Балтика" Алексей Кедрин.

Алексей Кедрин: Предполагалось, что технически это будет выглядеть следующим образом: будет проведена дополнительная эмиссия в конце года 2001-го, и тогда контрольный пакет акций будет передан пивоваренной компании "Балтика".

Дмитрий Казнин: В 2001-м году "Балтика" вложила в модернизацию "Криницы" 10,5 миллионов долларов.

Алексей Кедрин: В 2001-м году было потрачено 10,5 миллионов долларов, общий объем инвестиций предполагалось будет равен 50 миллионов долларов, и при благоприятном стечении обстоятельств завод мог быть построен весной 2002-го года с тем, чтобы к сезону 2002-го года он выходил на полную мощность.

Дмитрий Казнин: "Балтика" планировала завершить первый этап реконструкции в апреле 2002-го года, однако работы пришлось приостановить еще в конце 2001-го года из-за того, что изменилось законодательство Белоруссии, в котором появилось понятие "инвестиционное соглашение".

Алексей Кедрин: Нужно отметить, что в течение 2001-го года несколько изменилось законодательство Белоруссии, оно перешло на качественно иной, более высокий уровень, и в стране появилось такое понятие как "инвестиционное соглашение", как документ, который должен был регламентировать осуществление подобных проектов. Все дальнейшие действия - это обсуждение проекта инвестиционного соглашения.

Дмитрий Казнин: Договоренности Теймураза Боллоева и Александра Лукашенко нужно было переоформить как инвестиционное соглашение.

Алексей Кедрин: Весной 2002-го года состоялась еще одна встреча Лукашенко и Боллоева, на которой стороны подтвердили свое намерение развивать и опять подтвердили принципы, которые были с самого начала согласованы. Последнее, что было в этом направлении сделано, это "Балтика" направила белорусской стороне свое видение очередного проекта соглашения инвестиционного. С тех пор мы не получили никакого ответа на наше соглашение.

Дмитрий Казнин: Решить проблему "Криницы" пытался даже президент Владимир Путин, который, узнав от своего друга гендиректора "Балтики" Теймураза Боллоева о странной ситуации с замороженными инвестициями, обговорил этот вопрос с Александром Лукашенко, который заверил российского президента в том, что инвестиционное соглашение будет подписано и сотрудничество двух пивоваренных гигантов продолжится. Тем не менее, белорусская сторона продолжала молчать. Между тем пятая часть всех планируемых инвестиций была вложена в "Криницу", и "Балтике", следуя жестким нормам российского законодательства в этой области, требовалось определить статус вывезенных из страны средств. Суд Торгово-промышленной палаты России признал долги "Криницы" перед "Балтикой". Таким образом, статус 10,5 миллионов долларов, потраченных на модернизацию белорусского пивзавода, был определен – долг. После этого пивоваренная компания "Балтика" в 2002-м году требовала от "Криницы" вернуть долг. Однако, столкнувшись с отказом, инициировала банкротство белорусского пивзавода в высшем хозяйственном суде Белоруссии. По словам руководителя пресс-службы "Балтики" Алексея Кедрина, приход "Балтики" на "Криницу" принес бы Белоруссии только плюсы.

Алексей Кедрин: Мы думаем, что если бы завод строился в Белоруссии, то все те плюсы, которые сопровождают строительство нового предприятия, будь то пивоваренное предприятие или другое, они неизбежны. Это не какая-то политическая позиция, это та самая ситуация, когда это выгодно обеим сторонам.

Дмитрий Казнин: По словам Алексея Кедрина, на "Балтике" не знают причин, по которой белорусская сторона затягивает процесс. Конечно, это может быть и экономический фактор, появились другие предложения, например, хотя такое маловероятно. Но, судя по тому, что президент Белоруссии сам не раз публично высказывал интерес к данному проекту, речь может идти и о политических играх белорусской власти. Ведь именно государству до сих пор принадлежит 80% акций открытого акционерного общества "Криница", и именно от государства будет зависеть, как быстро будет заключен вопрос о заключении инвестиционного соглашения с крупнейшей пивоваренной компанией дружественного государства или о возвращении 10,5 миллионов долларов. Если Александр Лукашенко вообще собирается решать этот вопрос или возвращать деньги.

XS
SM
MD
LG