Ссылки для упрощенного доступа

Российские власти не могут согласовать механизм разделения "РАО ЕЭС России"


Программу ведет Арслан Саидов. Принимают участие экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов и корреспонденты РС - Александр Макаров и Юлия Капралова.

Арслан Саидов: Российские власти пока не могут согласовать механизм разделения "РАО ЕЭС России" на территориальные генерирующие компании. Между тем, крупные финансово-промышленные группы все больше интересуются электроэнергетикой - не исключено, что скоро в России появится первая частная электростанция. Рассказывает Иван Трефилов:

Иван Трефилов: Реформа российской электроэнергетики, которую сегодня проводят власти, закончится ликвидацией "РАО ЕЭС России" как единой компании. Основного энергетического монополиста страны чиновники собираются разделить по видам бизнеса. Передающие сети останутся собственностью государства, тогда как генерирующие и сбытовые компании будут приватизированы. После этого, как утверждают авторы проекта, в России появится конкурентный рынок электроэнергии.

Между тем, федеральные чиновники пока не могут договориться о том, какой должна быть конфигурация территориальных генерирующих компаний, а также порядок продажи инвесторам их активов. Совет директоров "РАО ЕЭС" собирался решить этот вопрос в конце февраля, однако, по просьбе правительства, обсуждение перенесено на более поздний срок.

Энергохолдинг предлагает образовать в России четырнадцать генерирующих компаний. Предполагается, что нынешние акционеры "РАО ЕЭС" обменяют свои ценные бумаги на активы в региональном бизнесе. Однако интересы энергетиков не совпадают с мнением некоторых финансово-промышленных групп, которые уже сейчас владеют крупными пакетами акций региональных энергетических структур. Компания "Русский алюминий", например, пытается создать в Сибири собственный энергоузел. Сейчас она контролирует Красноярскую ГЭС, и за счет проведения дополнительной эмиссии ее акций намерена собрать деньги на достройку Богучанской гидроэлектростанции. Если этот план удастся, то памятник советского долгостроя станет первым инвестиционным проектом частного бизнеса в российской электроэнергетике. Из Красноярска передает Александр Макаров:

Александр Макаров: Первыми тревогу подняли представители акционерного общества "Красноярскэнерго". Региональная энергетическая компания владеет 25% акций Красноярской ГЭС. Как заявил Олег Кобелев, член Совета директоров Красноярскэнерго, главная цель этой эмиссии - размыть блокирующий пакет, это позволит оффшорной компании, которой принадлежит 70% акций одной из крупнейших гидростанций России, окончательно вывести ее из-под контроля государства. Эта зарубежная компания особо и не скрывает, что она аффилирована со структурами "Русского алюминия". По словам Олега Кобелева, последствия полного подчинения Красноярской ГЭС металлургам могут быть самыми печальными. Дешевую гидроэлектроэнергию будет забирать местный алюминиевый завод. Всеволод Себастьянов, председатель постоянной комиссии Законодательного собрания края по собственности считает, что такое развитие событий приведет к значительному росту тарифов на тепло и свет.

Всеволод Себастьянов: Для Красноярской ГЭС будет просто экономически целесообразно закрепить основной базовый тариф с одним потребителем - Красноярским алюминиевым заводом. То есть фактически вся основная продукция ГЭС может уйти на КрАЗ - это самая дешевая электроэнергия сегодня в стране. Если это произойдет, то это будет означать, что все остальные потребители будут пользоваться услугами теплоэлектростанций, где цена электроэнергии в разы выше.

Александр Макаров: Однако бывший председатель совета директоров Красноярской ГЭС, а ныне депутат Государственной Думы Николай Ашлапов полагает, что металлурги, в отличие от энергетиков, ведут свой бизнес более цивилизованно.

Николай Ашлапов: Что касается всевозможных спекуляций насчет размывания пакета, если бы хотели энергетики, тот же Красэнерго не допустит этого, есть все возможности. Они имеют приоритетное право по закону купить в той пропорции, которая сегодня принадлежит Красноярской ГЭС, дополнительную эмиссию и направить потом на достройку. Они привыкли за счет нас, потребителей, за счет промышленных предприятий, населения, вкладывать эти деньги, чтобы у них прирастала собственность. Тот способ, который избрали акционеры Красноярской ГЭС, когда они привлекают деньги инвесторов и свои собственные для достройки подобных объектов, не за счет людей, не за счет промышленных предприятий - это абсолютно нормально.

Александр Макаров: Судя по всему, энергетики не собираются так просто терять свое влияние на Красноярской ГЭС. По словам губернатора Александра Хлопонина, председатель правления "РАО ЕЭС России" Анатолий Чубайс твердо пообещал ему, что найдет денег на покупку акций дополнительной эмиссии.

Иван Трефилов: Активность "Русского алюминия" очень не нравится менеджерам "РАО ЕЭС" и руководителям Министерства экономического развития. Они утверждают, что конфигурация территориальной генерирующей компании должна выглядеть совсем по-другому. Еще большее недовольство чиновников может вызвать продажа Братскому алюминиевому заводу, который также входит в РусАл, передающих сетей от Братской ГЭС до предприятия. Ведь формально действующее законодательство запрещает группам лиц и аффилированным лицам владеть и сетями, и генерирующими мощностями. Об этой сделке, совершенной без лишнего шума, рассказывает наш корреспондент в Иркутской области Юлия Капралова.

Юлия Капралова: Компания "Иркутскэнерго" продала входящему в РусАл Братскому алюминиевому заводу линии электропередач, по которым энергия поставляется на завод. Утверждается, что это сети, ведущие от ГЭС к предприятию, всего 10 ЛЭП напряжением 110 и 220 киловольт. Точная сумма сделки неизвестна, однако судя по тому, что совет директоров Иркутскэнерго ничего о продаже не знает, сделка была одобрена правлением компании. По уставу в его полномочия входит утверждение сделок по продаже имущества на сумму от одного до пяти миллионов долларов, это гораздо ниже фактической стоимости электросетей. Эксперты считают эту сделку невыгодной для энергокомпании, полагают, что она может быть оспорена. В любом случае перед продажей необходимо было провести независимую оценку активов, этого сделано не было. Аналитики считают, что таким образом РусАл хочет подстраховаться от возможной передачи сетей от Иркутскэнерго создаваемым в ходе реформы энергетики сетевым компаниям. В этом случае электричество БрАЗ обойдется дороже, так как придется платить за его транспортировку от гидроэлектростанции. Также представители РусАл утверждают, что БрАЗ -единственный потребитель, подсоединенный к проданным сетям. Кроме того, они не представляют стратегического значения для энергосистемы, а для БрАЗа собственная ЛЭП - это гарантия энергосбережения предприятия. Покупая сети, БрАЗ готовится заключить прямой договор на поставку электроэнергии с соседней ГЭС. Так предприятия РусАл уже пытались обеспечить себя сетевыми активами. Несколько лет назад другой входящий в холдинг красноярский завод планировал построить собственную ЛЭП для местной ГЭС. Стоимость проекта тогда оценивалась в 50 миллионов долларов.

Иван Трефилов: Таким образом, нынешние владельцы активов региональных энергокомпаний способны заметно скорректировать планы руководителей "РАО ЕЭС России". Аналитики ожидали, что спор между ними разрешит Михаил Касьянов. Однако сегодня он в отставке – следовательно, очередной этап реформирования электроэнергетики откладывается, по крайней мере, до формирования нового состава российского правительства.Остается непонятной и степень участия в этих согласованиях нынешнего председателя правления энергохолдинга Анатолия Чубайса. В первой половине февраля котировки акций "РАО ЕЭС" начали снижаться – эксперты не смогли объяснить происходящее никакими корпоративными или макроэкономическими новостями. Поэтому они допустили, что таким образом рынок реагирует на новую порцию разговоров о возможной отставке Чубайса. Глава "РАО ЕЭС" неоднократно говорил о том, что к весне 2004-го года состоится либерализация российской электроэнергетики, а, значит, и завершение его работы в компании.

XS
SM
MD
LG