Ссылки для упрощенного доступа

Закрытие корпункта телекомпании "НТВ" в Минске


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Владимир Бабурин, Анна Качкаева и Юрий Свирко, и депортированный из Белоруссии собственный корреспондент "НТВ" Павел Селин.

Андрей Шарый: В среду вступило в силу постановление белорусского правительства о прекращении деятельности минского представительства российской телекомпании НТВ. МИД Белоруссии требует от корпункта НТВ в течение месяца закрыть банковский счет, рассчитаться с налоговой инспекцией и уничтожить печать. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Минске Юрий Свирко:

Юрий Свирко: В среду в государственных газетах Белоруссии опубликовано постановление о закрытии корпункта российской телекомпании "НТВ" в Минске. Таким образом, документ вступил в силу и на полгода лишил "НТВ" возможности иметь свое представительство в Белоруссии. Однако, официальный Минск продолжает информационную войну с Москвой. Главный редактор президентской газеты "Советская Белоруссия" выступил с передовой статьей, где обрушился на депортированного собкора НТВ в Минске Павла Селина с критикой за, "порой, безобразную" работу: "Его репортажи из Минска напоминали печально известные бесконечные копания в помойках тех советских иностранных корреспондентов, которые, выполняя партийный долг, ежедневно гнали из США либо Англии сплошную чернуху. Селин стал, по сути, двенадцатым игроком на политическом поле, вовсю подыгрывая минской оппозиции". Как подчеркивает газета "Советская Белоруссия", "апофеозом деятельности Селина стал репортаж о похоронах Василя Быкова, в котором Селин заявил, что власти мешали проведению похорон, осквернили прощание с писателем, глумились над вдовой". На самом деле, корреспондент "НТВ" таких терминов в своем сюжете не употреблял. Но официальной президентской газете Белоруссии, в отличие от независимых СМИ, позволено все. Вот еще одна цитата из передовой статьи: "В соответствии с белорусским законодательством, господину Селину дали хорошего пинка под зад". Газета умалчивает, что законодательство Белоруссии дает возможность иностранцу обжаловать постановление о депортации в то время, как гражданину России Павлу Селину дали 24 часа на то, чтобы покинуть страну. Примечательно, что корреспондента НТВ выдворили из одной части союзного государства Белоруссии-России в другую, хотя в обеих частях декларируется создание единого информационного пространства. Не подлежит обжалованию и постановление Совета Министров о закрытии минского бюро НТВ. Пресс-секретарь белорусского МИДа Андрей Савиных в интервью Радио Свобода сформулировал требование к закрытому корпункту:

Андрей Савиных: Представительство обязано в месячный срок предоставить в МИД справку банка о закрытии текущего счета, справку из государственной налоговой инспекции, квитанцию органов внутренних дел об уничтожении печати и оригинал свидетельства на открытие представительства.

Юрий Свирко: Правда, президентская газета "Советская Белоруссия" пишет: "Никто не мешает "НТВ" и далее вещать на Белоруссию. Но пока за проделки Селина его начальство не попросит извинения, разговор будет принципиальным: корпункт НТВ останется закрытым. Так что, руководство НТВ, если оно желает иметь в Минске свое представительство, должно хорошенечко подумать, проанализировать деятельность Селина, не лезть в бутылку и внимательно отнестись к позиции белорусского правительства". Это же и официально подтвердил пресс-секретарь МИДа Белоруссии Андрей Савиных:

Андрей Савиных: Общая позиция обозначена, белорусской стороны. Данный вопрос может быть рассмотрен в случае, если канал принесет официальные извинения в эфире.

Юрий Свирко: Белорусский МИД никак не комментирует резкую реакцию Министерства печати России, которое расценило решение о закрытии белорусского представительства "НТВ" как откровенное попрание таких фундаментальных демократических норм, как свобода слова и независимость средств массовой информации. Москва увидела цепь недружественных акций в отношении российских СМИ и их представителей в Белоруссии, и отметила, что подобные инциденты свойственны государствам с тоталитарной формой правления. Однако, в Минске рекомендуют россиянам оглянуться на свой огород. А телекомпания "НТВ", устами первого заместителя генерального директора Александра Герасимова, продолжила "огородную" тему, заявив о планах освещения белорусских событий следующее: "Пока Лукашенко не огородил Белоруссию колючей проволокой, у нас информация будет. Но один пример есть – Туркмения. Похоже, что в Белоруссии все к этому идет". Телеканал "НТВ" отправил в Минск другого корреспондента, но ему даже во временной аккредитации отказано.

Андрей Шарый: "В Министерстве печати России не оставляют надежды, что высшее политическое руководство Белоруссии проявит мудрость и предпримет шаги по восстановлению законных прав российских и белорусских зрителей". Слово Анне Качкаевой:

Анна Качкаева: Очень многое, что делало Министерство печати в последние несколько месяцев, тоже не сильно соответствует духу юридических законов, поэтому, когда в Белоруссии просят посмотреть за собственный плетень, это имеет место... некоторые обвинения. Но дело даже не в этом. В телевизионном-то сообществе, в принципе, давно привыкли, что телевидение – вечная причина раздора между Россией и Белоруссией. Депортация российских журналистов из Белоруссии – уже давно нормальная практика. Им ведь всегда вменялось в вину: не так не то показывают, чернят белорусскую действительность, не тем предоставляют слово, вмешиваются в дела чужой страны, вообще много себе позволяют. Еще высланных российских журналистов и в России, и в Белоруссии иногда обвиняют в желании сделать громкую карьеру: мол, они специально провоцируют Батьку, потом за них все вступаются, а потом они отправляются в корпункт в настоящую заграницу и получают повышение по службе. Для тех, кто так считает - я слышала этих мнений за эти дни немало - напомню: корреспондент "ОРТ" Павел Шеремет перед высылкой успел посидеть, потому что он белорус. Павлу Селину, видимо, повезло. У него была все-таки аккредитация иностранного корреспондента.

Вообще, высылать российских журналистов из страны начали в 1997-м году. Тогда аккредитации лишился корреспондент НТВ Александр Ступников. А против его коллеги с ОРТ Павла Шеремета возбудили уголовное дело. Нынче Ступников в Израиле. Павел Шеремет – российский гражданин и руководитель отдела спецпроекта "Первого канала", и в свое время в его вызволении участвовал даже президент Ельцин. Вот ведь что странно: когда выдворяли журналистов, российская сторона в первые несколько дней и в тех предыдущих случаях делала заявления, высказывала озабоченность, соблюдала все полагающиеся дипломатические ритуалы. Может быть, не так жестко, как в ситуации с Павлом Селиным. И никогда эти истории всерьез не влияли на взаимоотношения России и Белоруссии.

Выдворение российских журналистов из Белоруссии всегда каким-то удивительным образом совпадает с очередной "зачисткой" информационной территории в самой Белоруссии, и с очередным очень серьезным обострением нелюбви к российскому телевидению. Зная законы информационных кампаний, могу предположить, что не иначе грядет какой-нибудь референдум. Например, о третьем президентском сроке.

Андрей Шарый: Выдворенный из Белоруссии Павел Селин обеспокоен судьбой своих коллег, оставшихся в Минске, Павел сейчас находится в Праге, он побывал в Пражской студии Радио Свобода. С ним беседовал Владимир Бабурин:

Владимир Бабурин: Скажите, ведь остались сотрудники вашего корпункта, среди которых, я знаю, есть и граждане Белоруссии. Им сейчас придется и закрывать банковский счет, и иметь дела с налоговой инспекцией, и уничтожать печать... Как вы полагаете, те сотрудники, которые имеют белорусские паспорта, какой-то опасности подвергаются?

Павел Селин: Безусловно, они подвергаются опасности, как в любом тоталитарном государстве. От белорусских спецслужб можно ожидать всего, чего угодно. Очень бы хотелось, чтобы они вели себя и дальше так благоразумно, как со мной. Хотя, в последние несколько дней, как только началась вся эта процедура, и когда у нас началось обострение конфликта после моего материала о похоронах Василя Владимировича Быкова, была постоянная слежка неприкрытая. То, что за иностранными корреспондентами следят и прослушивают все телефоны, все разговоры - это знают, ни для кого это не секрет. А в эти дни слежка была неприкрытая: сотрудники в штатском, машины с затемненными стеклами стояли у сотрудника во дворе бюро... Они как бы показывали: "Ребята, не дергайтесь, без резких телодвижений, мы рядом". Можете судить об этом, как это все происходит.

Конечно, очень сильно меня волнует судьба ребят, потому что там остался продюсер Павел Антонов, звукорежиссер, он же водитель, Дима Давыденко, оператор Костя Морозов - все они граждане Белоруссии. Это самое главное, потому что я все-таки гражданин Российской Федерации. И максимально, что со мной могли сделать, это все-таки выслать. Как было написано в постановлении милиции: "Так как не имеется претензий по Уголовному кодексу, нет причин возбуждать уголовное дело, то принято решение о депортации". Они все-таки граждане Белоруссии, и Лукашенко может с ними сделать все, что угодно. Поэтому, конечно, их судьба меня волнует. Что касается их профессиональной устроенности, здесь, я думаю, все будет хорошо, потому что я буквально сегодня разговаривал с Таней Митковой, с нашим главным редактором... Раньше и сегодня меня заверяли, что никто, естественно, наших людей не бросит.

Я полностью согласен с замечательным, достаточно полным комментарием Анны. Действительно, все возможно. Давайте вспомним 1997-й год, когда Сашу Ступникова, а потом Павла Шеремета высылали, депортировали, лишали аккредитации. Тогда ведь тоже говорили о том, что российский рубль станет единой валютой. Тогда тоже говорили об усилении интеграции и так далее. И тут случается этот конфликт. Буквально накануне моей депортации, 1-го июля российский рубль должен стать единой безналичной валютой России и Белоруссии. И сейчас, смотрите, все об этом забыли, как-то не говорят. Насчет референдума - я думаю, он очень возможен. Не знаю, будет ли референдум о продлении третьего срока или еще что-то, но то, что в Белоруссии грядет что-то очень серьезное - это однозначно, потому что, во-первых, закрыта самая влиятельная белорусская газета - "Белорусская деловая", и ее приложение "Для служебного пользования". Они закрыты на три месяца, Закрыты еще несколько изданий. Все остальные как бы в подвешенном состоянии, им всем практически раздали по предупреждению. Еще один неверный шаг - и их тоже прикроют. Закрыта самая влиятельная газета внутри страны, ликвидирован корпункт, извините за нескромность, самого влиятельного российского телевизионного канала извне – "НТВ". И можно делать любые выводы. Фактически, налицо "зачистка" информационной территории. Если Александр Григорьевич чего-то так боится, о чем внутри страны и вне ее могут рассказывать независимые СМИ, то, наверное, что-то грядет.

XS
SM
MD
LG