Ссылки для упрощенного доступа

Валерий Загорский и Виктор Супроненко


Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Ольга Писпанен: Каждый человек в мире чем-то увлечен: кто-то собирает живопись, кто-то любит театр, кто-то выжигает по дереву, кто-то имеет страсть к накопительству или собирает фантики. В Петербурге на этой неделе пройдет выставка-ярмарка "Санкт Петербург-300. Российский коллекционер". Что же такое коллекционирование - страсть отдельного человека или закономерное общественное явление - мы постараемся сегодня узнать у Загорского Валерия Борисовича, генерального директора ООО "Стандарт Коллекция", действительного члена международной Ассоциации издателей каталогов и филателистической литературы, Федерации филателистических дилерских ассоциаций и Американского филателистического общества, и Супроненко Виктора Петровича, исполнительного директора фирмы - издателя марок и рекламы "Связь".

В Петербурге с 6 по 9 ноября пройдет выставка-ярмарка "Санкт-Петербург-300. Российский коллекционер". Цель этой выставки и ее программа?



Валерий Загорский: Выставка вообще предназначена для объединения и смотра коллекционных сил города, страны, и так далее. Потом все-таки был праздник, 300-летие, и хотелось, чтобы год достойно завершился этим событием. Давно у нас не было подобных мероприятий, хотелось бы, чтобы оно прошло на высоком уровне. Я думаю, это будет постоянно действующая выставка, которая будет проходить раз в полгода. "Ленэкспо" активно включилась в эту работу и помогла нам, большое ей за это спасибо.

Ольга Писпанен: То есть, цель этой выставки - объединить некие коллекции, коллекционеров страны, города для того, чтобы прошел смотр этих коллекций?

Валерий Загорский: Будут представлены самые разные коллекции. И филателистические - в рамках этой выставки пройдет региональная филателистическая выставка с призами, наградами, и так далее, будут представлены лучшие филателистические коллекции страны, которые в свое время получали золотые медали на всемирных выставках. Это очень высокий уровень, будут показаны, в частности, коллекции домарочных штемпелей и петербургских штемпелей – это первые штемпеля России. Это история всей нашей почты. И будут показаны интересные коллекции по оккупации, и так далее. Будут показаны коллекции общества коллекционеров - это и боны, и знаки, и модели, и даже паровозики для детей. Будет достаточно интересно. Также будут представлены фирмы, производящие продукцию для коллекционеров: альбомы, лупы, пинцеты, и так далее. Будут представлены все принадлежности для всех направлений коллекционирования .

Ольга Писпанен: Что представляет собой сообщество коллекционеров? Это особые люди или обычные? Можно в него попасть? Прийти на выставку в первый раз и заразиться этой болезнью, так сказать, погрузиться с головой?

Валерий Загорский: Во-первых, я думаю, что это должно быть заложено внутри, во-вторых, это образ жизни.

Ольга Писпанен: Коллекционирование - это не наследственное?

Валерий Загорский: Как получится. Некоторые родители пытаются, имея коллекции разного направления и профиля, приобщить к этому своих детей, иногда не получается.



Виктор Супроненко: Я бы хотел внести одну ноту. Известный ювелир Фаберже - мы знаем, что он выпускал шикарные ювелирные изделия, однако, его сын собирал все-таки марки и собрал потрясающую коллекцию марок в России.

Валерий Загорский: Можно поправлю? Агафон Фаберже сам собирал марки, он не собирал свои бриллианты и изделия, а он собирал марки. Добавлю, что через его руки прошло около 80 процентов всех российских марок того периода, это колоссальное количество, трудно себе представить. Великолепная была коллекция и писем, и раритетов.

Виктор Супроненко: Один курьез, связанный с ним: одна страховая компания ликвидировала свой офис, и у них скопилась огромнейшая переписка, два вагона писем, и он просто попросил их отдать ему, и таким образом приобрел уникальные раритеты со всего мира.

Ольга Писпанен: ООН недавно опубликовала статистику, что каждый 15-й житель земли - филателист, очень многие "заражаются" собиранием марок в детстве, кто-то приходит к этому в более зрелом возрасте, тем не менее, каждый 15-й - филателист. И опять же по статистике ООН филателия - одно из самых доходных занятий среди коллекционеров, 12-15 процентов годового дохода приносит коллекционирование марок.

Валерий Загорский: Чуть выше банковского процента. Я думаю, это по их данным. В советское время у нас это было поголовно, по-моему.

Ольга Писпанен: Но с тех пор, как не запретили, а разрешили...

Валерий Загорский: Была колоссальная сеть. Марки были настолько доступны и понятны. Нет, по-моему, человека, который бы что-то не собирал, особенно в школе.

Виктор Супроненко: Марки были, на самом деле, как своеобразный международный язык.

Валерий Загорский: Была государственная политика, направленная на это. Сейчас это немного нарушилось... Сеть "Союзпечати", когда 900 киосков стояли по городу и торговали марками.

Ольга Писпанен: Существует ли сейчас какая-то запретная тема для изображений на марках? Раньше, я знаю, были. А сейчас?

Валерий Загорский: Раньше это была больше политика, а сейчас это общечеловеческие ценности. Такие простые вещи, как по Библии.

Виктор Супроненко: Я бы хотел продолжить. Дело в том, что наше агентство выпускает рекламные марки, это другой вид филателии. Мы выпускаем марки предприятий, но не выпускаем марки алкогольных компаний, табачных фирм, хотя они и обращались к нам.

Ольга Писпанен: Я прочитала, что в 60-е годы польские врачи обратили внимание, что дети, увлеченные филателией, быстрее реабитилируются после перенесенных сложных операций, да и учатся лучше. Вы знакомы с такими данными?

Олег Супроненко: Безусловно. Вообще коллекционирование концентрирует, сначала ребенок начинает что-то собирать, у него проявляется его аккуратность или неаккуратность: он должен аккуратно обращаться со всеми предметами своей коллекции. Цветовая гамма как-то выбирается – по ней можно судить о его наклонностях. Формируется целенаправленность, развивается зрительная память... То есть при длительном занятии коллекционированием развивается целый комплекс внутренних качеств и определяет личность.

Ольга Писпанен: Олег Борисович, а коллекционеры как-то подразделяются по тематикам коллекционирования, по группам, выбирают себе какую-то одну стезю, или просто коллекционирование в широком масштабе?

Олег Супроненко: Нет конечно, люди все разные, каждому нравится что-то одно. Но есть такие, которые "всеядны", - они собирают все.

Ольга Писпанен: Лучшая коллекция - это какая, какая считается самой полной, самой дорогостоящей?

Олег Супроненко: Я думаю, что в любом случае трудно сравнивать вещи несравнимые. Необходимо понять, что нужно человеку, он это сам для себя определяет. Кому-то нравится тематическая коллекция, скажем, по архитектуре, кому-то нравится по живописи, кому-то по каким-то другим направлениям. Получается, что тематика зависит от вкусов и интересов.

Ольга Писпанен: У нас в эфире слушатель.

Михаил Лендриков: Валерий Борисович, вы, наверное, меня забыли, - Михаил Борисович Лендриков.

Валерий Загорский: Здравствуйте, Михаил Борисович.

Михаил Лендриков: Я знаю, что вы с детства занимались коллекционированием марок. Расскажите, в каком это состоянии, и занимаетесь ли вы сейчас своими коллекциями?

Валерий Загорский: Я не занимаюсь сейчас коллекциями, я занимаюсь изданием каталогов. Издаю филателистические каталоги, справочную литературу.

Михаил Лендриков: А как мама и папа?

Валерий Загорский: Спасибо, хорошо.

Ольга Писпанен: В чем цель коллекционирования: обладать какими-то раритетами, чего нет ни у кого, либо собрать наиболее полную коллекцию?

Валерий Загорский: Я думаю, во-первых, получение удовольствия и удовлетворение своих амбиций. Кому-то нравится собрать все. Кому-то нравится очень дорогие вещи собирать - всегда хорошо живется, когда за спиной что-то есть.

Олег Супроненко: Что можно выгодно продать.

Валерий Загорский: Да, и это старая тема.

Ольга Писпанен: Есть ли критерии ценности марки, ее редкости?

Валерий Загорский: Редкости создаются временем, или искусственно, или случайно. Напечатали тираж конвертов, он весь ушел на Северном полюсе под лед из-за трещины, и экспедиция "СП-19" осталась без конвертов. И вот эти конверты, первые, их несколько разошлось, они очень интересны, например.

Ольга Писпанен: Я знаю, что существует много мистических околофилателистических историй, очень много странного. Например, печатается тираж марок, где изображены герои Советского Союза, полетевшие в космос, потом раз - и несчастная смерть.

Валерий Загорский: Вряд ли история связана с этим... В советское время больше было связано с политикой. Когда в СССР печатали марку: "Укрепим солидарность с греческими демократами", - они сказали ...... - и марки не вышли.

Олег Супроненко: Был Манолис Глезос, по-моему, борец за освобождение греческого народа.

Валерий Загорский: Еще событие интересное, когда были ошибочные даты. Фостера напечатали с ошибочной датой. Или - Собинов, наш певец замечательный. Напечатали марку с текстом: "Народный артист СССР". Он никогда не был народным артистом СССР, он был народным артистом республики - вот такие казусы.

Ольга Писпанен: То есть больше всего ценится некий изъян?

Валерий Загорский: Это полиграфия и неточность в изданиях. Больше ценятся редкие исторические марки, которые уже со временем стали дорогими.

Ольга Писпанен: Понятно, что наверное уже практически все раритетные марки подсчитаны, оценены и только переходят от одного коллекционера к другому, все выше поднимаясь в цене. Может ли появиться нечто непредсказуемое, - никто не подозревал, что такая марка существовала, а она выныривает где-то на поверхности земли?

Валерий Загорский: Практически нет. Потому что нет таких источников. Случайно могут найти какой-то архив, но не надо забывать, что марки появились в 1840-м году - первая марка в Англии появилась, а в России - в 1857-м году. Не так давно это, в общем, было. Все серьезные архивы просмотрены. Ну, у нас есть архивы, которые не просмотрены, скажем, исторические. Там лежат конверты, письма, и так далее. Филателистов интересуют конверты со штемпелями и марками, архив интересуют больше тексты писем. Думаю, что можно найти в архивах какие-то интересные конверты, но это уже дело следующих времен.

Ольга Писпанен: А существует ли какая-то профессиональная этика у коллекционеров? То есть понятно, что, наверное, некоторые коллекционеры могут пойти на все, чтобы обладать какой-то вещью, это как страсть?

Валерий Загорский: Мы не будем говорить о криминале, потому что он присутствует. А так - да, безусловно, люди едут на другой конец Земли, чтобы что-то приобрести.

Олег Супроненко: Вот, пребывая в Праге на международной выставке собирателей, мы видели очень многих собирателей из разных стран мира, которые приезжали за определенными марками, открытками, монетами, и получили удовольствие от того, что приехали, скажем, из Аргентины, купив редкую монету именно в Праге.

XS
SM
MD
LG