Ссылки для упрощенного доступа

Константин Холшевников


Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Ольга Писпанен: Порядок и хаос в звездных и планетных системах. Существуют ли другие миры и параллельное время, стоит ли опасаться вторжения пришельцев? Все это мы постараемся узнать у нашего гостя, профессора Константина Владиславовича Холшевникова, председателя международной астрономической конференции, проходящей в эти дни в Петербурге. Константин Владиславович, название вашей конференции - "Порядок и хаос в звездных и планетных системах" – когда глядишь в ночное небо простым невооруженным глазом, то такое бесконечное множество этих звезд на небе, и, кажется, они просто беспорядочно натыканы – неужели существует какой-то порядок их расположения?

Константин Холшевников: Мы обсуждали, как назвать нашу конференцию. Было предложение назвать "Хаос и порядок". Я настоял, что это будет порядок и хаос, потому что все-таки космос традиционно, даже греческое слово "космос" означает порядок в мироздании. Раньше казалось наоборот, что царит полная гармония сфер, звезды двигаются упорядоченным образом, планеты двигаются по предсказуемым орбитам, Луна регулярно нам показывает фазы, то полную, то половинку, то новолуние, регулярно происходят затмения солнечные, сильно пугавшие наших предков, хотя представляющие, с моей точки зрения, а с этом вопросе я согласен, например, с Федором Михайловичем Достоевским, что красота спасет мир, поэтому лично я не понимаю, почему наши предки боялись таких красивых явлений, как солнечное затмение, или таких красивых явлений, как комета.

Ольга Писпанен: Ну, страшно, если среди дня...

Константин Холшевников: Страшно... Ну, помните, Фемистокл просто накрыл плащом своего воина и сказал: "Если я тебя закрою плащом - тебе страшно?" "Нет". А тут Луна закрыла солнце - то же самое.

Ольга Писпанен: Чем еще будут заниматься, какие вопросы будут выяснять на этой конференции ученые, которые соберутся из разных стран?

Константин Холшевников: Во-первых, наша конференции становится традиционной, это уже четвертая конференция, которую созывает Петербургский университет, у себя, или, между прочим, в Петрозаводске, это было в Карелии, ровно 10 лет назад. Она приурочена к юбилею выдающихся двух ученых, корифеев звездной динамики, профессору Агикяну и Антонову. И "Агава" - а на самом деле, это слово имеет много смыслов, это и растение, и героиня древнегреческого мифа, и, наконец, это аббревиатура "Агикян и Антонов Вадим". А вчера представитель Израиля сказал, что он еще одно значение "агавы" открыл, ибо на иврите это означает "любовь".

Ольга Писпанен: Любовь к звездам?

Константин Холшевников: Да, он сказал, любовь к науке, любовь к звездам, если человек любуются звездным небом, он никогда не будет стрелять в другого человека. Сейчас это очень важно. Может, через любовь к звездам, к звездному небу, к порядку в системе, там хаоса тоже много, на самом деле, но все-таки порядок я бы поставил на первое место, и, может, это приведет к миру и дружбе между народами.

Ольга Писпанен: Кстати, если уж вспомнили про любовь и про стрельбу – очень распространенный сейчас жанр того же самого голливудского фильма, некое нашествие пришельцев на Землю, либо падение какого-то небесного тела на Землю, все рушится, насколько это действительно возможно?

Константин Холшевников: Сначала философский вопрос. Я считаю, что ваши братья-журналисты сильно виновны перед человечеством в том, что любят давать плохие новости и прогнозы. Завтра будет наводнение, завтра будет торнадо, эпидемия, так далее. К счастью, эти прогнозы журналисты раз в 10 преувеличивают, и они меньше исполняются, чем те того хотят. И меньше дают прекрасных новостей. Вот сейчас великое противостояние Марса - чего же об этом не поговорить. Смотрите на Марс, и ваши души будут очищаться. А насчет пришельцев – это чистая фантастика, науке пока не известен ни один обитаемый мир, ни одна неземная цивилизация не открыта, их, кстати, называют космическими цивилизациями, чтобы не обижать нашу земную, она тоже космическая, достигла космических масштабов. На самом деле, в Солнечной системе нет никаких цивилизаций, кроме обитающей на третьей планете, нам всем известной, а если цивилизации находятся около других звезд, то это так далеко, что, по-моему, никаких военных кораблей послать на Землю просто невозможно, это необычайно трудное дело... Так что, по-моему, это все выдумано. Насчет астероидной опасности – это опасность вполне реальная, более того, опасность чудовищная, раз в несколько десятков миллионов лет на Землю падают крупные тела, приводящие к глобальным катастрофам, скажем, гибель динозавров, и не только динозавров, просто динозавры такие большие, и бросаются в глаза. А погибли вместе с ними целые рода, семейства и отряды животных... Так что, наверняка когда-то на Землю упадет такое крупное тело.

Ольга Писпанен: Но сейчас невозможно предсказать когда?

Константин Холшевников: Это через миллионы лет может быть, и мы будем в состоянии это предотвратить. Что касается мелких тел с точки зрения астрономии и крупных с точки зрения земного шара, скажем таких, как тунгусское явление - упало примерно сто лет назад, по мощности это было примерно, как тысяча хиросимских бомб, так что это очень маленькое тело по нашим меркам и существенное по меркам обывателя – такие тела падают примерно раз в сто лет, и мы в состоянии сейчас предсказать такие явления, и раз тело относительно маленькое мы можем успеть, если заранее предскажем, отклонить его от Земли.

Ольга Писпанен: Константин Владиславович, вы сказали, что нам предстоит великое противостояние Марса - что же это такое?

Константин Холшевников: Предстоит - слишком высокое слово. 28 августа это случится. Противостояние, или по-латыни - оппозиция - мы два слова употребляем, специалисты, это очень простое событие, когда для земного наблюдателя Солнце находится по одну сторону, а Марс по другую. Легко себе представить, если вы обладаете пространственным воображением, что Марс при этом близко к Земле, во-первых, во-вторых, прекрасно освещен Солнцем, то есть, это лучшие условия его наблюдения. Это бывает часто – раз в два года примерно. Великие противостояния бывают примерно раз в 17 лет, потому что орбита Марса вытянута, и он бывает то дальше от нас, до ближе, а сейчас не просто великое противостояние, а величайшее, ибо так близко от Земли в последний раз Марс был 70 тысяч лет назад. Поэтому он такой красивый и яркий, и поэтому там сейчас работают американские космические экспедиции, и направляются к Марсу одна японская, а другая американская космическая экспедиция тоже. Кстати, Россия тоже участвует, последний раз мы запускали туда аппарат в 1996-м году, и очень неудачно, к сожалению, на американском аппарате, исследующем сейчас Марс, стоит российский прибор, который позволяет определить, в частности, содержание воды на Марсе, а вода очень нужна многим...

Ольга Писпанен: Марсианам...

Константин Холшевников: Марсианам - да... И космонавтам, которые там будут когда-то.

Ольга Писпанен: Скажите пожалуйста, вот в августе, почему именно в августе темными ночами становится очень хорошо виден тот самый Млечный путь, красивейшее наблюдение, но скажите пожалуйста, что это такое?

Константин Холшевников: Млечный путь это по-гречески Галактика, это та огромная звездная система, в которой мы живем, кстати, она действительно огромная, среди других галактик она тоже гигантская, не самая большая, но примерно из 100 галактик одна такая большая как наша. Это очень красиво, поскольку эта система напоминает если не блин, то пирог, то есть, она сильно уплощенная, поскольку для нас, которые находятся внутри этой системы, все эти звезды кажутся расположенными по некоей полосе, которая называется Млечный путь. Почему в августе - потому что в Петербургу белые ночи, и в июне-июле вы ничего не увидите, но, наверное, хорошо видно и зимой тоже .

Ольга Писпанен: А что еще есть кроме звезд, как таковых, планет, что еще есть в нашей Галактике, что мы можем не увидеть даже, но знать хотя бы что в небе?

Константин Холшевников: В астрономии уже лет 40 совершаются потрясающие открытия, и каждые 10 лет говорится, вот, за эти 10 лет так много открыто, что в следующие 10 уже, наверное, мало что будет открыто. И снова все открывается. Вот за последнее десятилетие в астрономии сделаны потрясающие открытия. Начнем с нашей близкой Земли: уже точно зарегистрировано, астрономическими методами, движение плит, на которые делится земная кора. Например, Крым приближается к России со скоростью примерно 2 сантиметра в год. Открыты двойные астероиды... Это некоторые предполагали, но отнюдь не все, сейчас это экспериментальный факт. Открыт пояс Койпера, то есть целый пояс в Солнечной системе, огромного количества тел, и больших, в 100 километров, 200 километров, 1000 километров диаметром, которые находятся дальше Нептуна. В частности, сам Плутон перестал фактически быть большой планетой и стал одним из "плутино", по-русски - "плутички2.

Ольга Писпанен: Вы даже говорили, что отменят у него название "планеты"?

Константин Холшевников: Ну да, было такое, но мы очень большие традиционалисты. Возьмите наш астрономический ежегодник, там до сих пор даются координаты Солнца относительно Земли, как во времена Птолемея. Были открыты кольца, раньше только у Сатурна, теперь открыты кольца у всех планет-гигантов, и может скоро японцы откроют кольцо вокруг Марса. Конечно, самое потрясающие для простого человека на Земле открытие последних лет - это планеты других звезд. Более ста планетных систем открыто у других звезд, похожих на Солнце. Так что теперь возможности контакта с неземными товарищами, коллегами, девушками существенно увеличиваются. Открыта черная дыра в центре Галактики...

Ольга Писпанен: Что такое черная дыра, я хотела вас спросить.

Константин Холшевников: Черная дыра - это нечто такое страшное, такое тяжелое и большое, что если ты туда попал, то никогда никто оттуда не выйдет. Даже свет. Если вы там включите фонарик, то он так и останется там. Свет не выйдет из этой черной дыры. Черная дыра в центре Галактики имеет массу около 200 миллионов масс Солнца... Открыты в нашей Галактике новые маленькие спутники. Наконец, интересно, это интересно тем, кто занимается философскими вопросами, откуда наша Вселенная взялась, как она возникла, если раньше это в основном все на бумаге, точнее, на ЭВМ были расчеты, то теперь много наблюдательных данных, говорящих о том, что большой взрыв был примерно20 миллиардов лет назад, и примерно ясно, даже не то, что ясно, но хоть чуть-чуть стало яснее, что было до этого, откуда взялся Большой взрыв. И какая-то такая скрытая масса есть. Ведь то, что мы видим на небе ярко, необязательно глазом видно, видно приборами, составляет 10 процентов той массы, которой заполнена Вселенная, вот теперь есть некоторые предположения, откуда она берется, и что же это за масса. Это не то, из чего состоят ваши тела или Земля.

Ольга Писпанен: Константин Владиславович, уже много лет на Западе, а теперь и в России, существуют некие фирмы, которые за определенную плату предлагают назвать звезду своим именем, либо продать кусочек Луны в личное пользование – имеют ли они на это право?

Константин Холшевников: Для меня лично это загадка. Я помню, что в 60-е годы ООН приняла закон, я не юрист, не знаю, насколько он обязателен, но, по-моему, этот закон был подписан представителями всех великих держав, включая СССР, США и прочие, закон, я помню почти наизусть его формулировку – никакое небесное тело, никакой участок никакого небесного тела, включая Луну, не подлежит присвоению, ни государствами, ни частными лицами, поэтому насчет продажи участков на Луне - по-моему, за это надо просто сажать в тюрьму, или, по крайней мере, накладывать штрафы, ибо это просто противозаконно. Насколько я понимаю, всякое национальное законодательство должно соответствовать международному. Это первое. Насчет названий звезд - назвать - это не присвоить

Ольга Писпанен: Там выдаются сертификаты, что моим именем названа звезда...

Константин Холшевников: Да, но если вместо Полярной звезды вы решите назвать ее звездой Ивана Ивановича Иванова...

Ольга Писпанен: Но там предлагаются безымянные звезды пока...

Константин Холшевников: А безымянных звезд нет. Каждая звезда, миллионы звезд, теперь, после успехов космических экспедиций, уже миллиарды звезд имеют свои наименования, правда, это наименования в виде номеров. Так что, каждя звезда имеет свое имя, пусть это будет, как во времена Гулага - "зек № 1357", но это тоже имя. По крайней мере, вы можете присвоить еще и второе имя. Скажем, астероиды имеют номера, но многие имеют и имена. Скажем, астероид номер один, Церера... А это уже просто самозванные организации, не имеющие никакого юридического права. Скажем, собралась просто группа людей, семь человек, есть такие случаи в России, собирается группа из 10 человек и объявляют себя академиками какой-нибудь академии. А тут другая группа людей объявляет себя фирмой, за деньги дающие называния. Да любой из вас сам, зачем идти к фирме...

Ольга Писпанен: А там сертификат выдают

Константин Холшевников: И вы сами сертификат. Есть ксерокс, пожалуйста, это, правда, не ксерокс, некая другая штуковина, зайдите в любое агентство, их в Петербурге тысячи, электронная машина наберет вам текст, напечатает в краске, что вашим именем названа звезда, кстати, именно звезда, а не малая планета...

Ольга Писпанен: Я слышала, что и малым планетам тоже уже присваивают имена желающих...

Константин Холшевников: Нет, потому что малые планеты - надо за ними следить, они, как муравьи, плавают туда-сюда, а звезды сидят на месте, всегда можете посмотреть. Малым планетам присваивает название вполне официальная организация, называемая Международный астрономический союз. Довольно много знаменитых людей в мире, в том числе более сотни петербуржцев, "имеют" свои планеты.

XS
SM
MD
LG