Ссылки для упрощенного доступа

Субботнее интервью. Григорий Кубатьян


Евгения Лавут: Петербуржец Григорий Кубатьян – путешественник, действительный член Русского Географического общества. В свои 24 года он обошел пешком и объехал автостопом множество стран. 1 июня он снова отправился в экспедицию, которая пройдет в рамках гуманитарно-образовательного проекта "Неизвестный мир" при поддержке Русского географического общества и общества "Знание". Это кругосветное путешествие пешком и автостопом, которое продлится два года. В разных точках планеты участники похода будут устраивать фотовыставки и лекции для молодежи. С Григорием Кубатьяном побеседовала наш корреспондент Петербурге Татьяна Валович:

Татьяна Валович: Григорий, как вы считаете, путешественником рождаются или становятся?

Григорий Кубатьян: Я думаю, что скорее становятся. Путешествие - это тяга к перемене места, возможно, она у кого-то есть с рождения, но в целом человек себе либо разрешает путешествовать, либо не разрешает. Многие считают, что они должны жить, как все, работать, заботиться о семье. Они действительно должны, они действительно не позволяют себе путешествовать, строя свою жизнь, как принято.

Татьяна Валович: Путешественник - это особый человек?

Григорий Кубатьян: Я думаю, любой может быть путешественником, но это просто ощущение свободы в собственной душе, разрешить себе быть свободным.

Татьяна Валович: Лично вам как пришла идея начать путешествовать?

Григорий Кубатьян: Мне всегда хотелось посмотреть мир, узнать что-то большее о разных странах, о том, как вообще живут люди, вот, я начал путешествовать, а поскольку денег у меня не было на всевозможные заграничные курорты и поездки, я начал путешествовать автостопом, и вот так, сначала в России, потом выбрался в Европу, потом Ближний Восток, Африка, Юго-Восточная Азия, Австралия, и так вот объездил почти весь мир.

Татьяна Валович: Многие полагают, что путешествия - это романтика, а вы как считаете?

Григорий Кубатьян: Я думаю, что это романтика, правда, не всегда, конечно, бывает сложно, бывает трудно, бывают периоды, когда голодаешь, мерзнешь, мучаешься от жары, жажды, болеешь болезнями, и так далее. Но в целом это жизнь, очень разнообразная, насыщенная, то есть, жизненный диапазон расширяется, и в течение одного дня может быть и здорово, и ужасно, и потом снова, вот такими скачками движется жизнь, жить гораздо интереснее становится. Она становится интенсивнее насыщеннее.

Татьяна Валович: Ставили ли вы перед собой какие-то цели в предыдущих путешествиях, или это было лишь желание посмотреть мир, оказаться в ситуации, отличающейся от повседневной жизни?

Григорий Кубатьян: Мне кажется, я всегда стремился понять мир, понять его больше, чем я знаю о нем сейчас. То есть, мы ведь черпаем информацию о мире, в основном, из телевидения, из средств массовой информации, из книг, может, из общения с друзьями, но в целом мне кажется, что этой информации недостаточно, чтобы получить представление о мире, надо все потрогать своими руками, увидеть своими глазами.

Татьяна Валович: Путешествовать автостопом, особенно в странах, где такое передвижение не принято, бывает довольно рискованно, никогда не знаешь, в какой ситуации можешь оказаться. Что самое трудное в таких путешествиях?

Григорий Кубатьян: Я думаю, что слишком больших трудностей - их нет. Трудности - все это вопрос отношения к ним. Для кого-то проблема переночевать в палатке, для меня это - удовольствие. Для меня это не трудность. И к любым, абсолютно к любым вещам можно относиться так же, как и к любым трудностям. Надо просто для себя сказать: никакая это не трудность, на самом деле, это здорово, что сегодня у нас на завтрак рис, на обед рис, и на ужин рис, ну и прекрасно, рис очень полезен. Мы идем пешком 50 километров - замечательно, наш организм крепчает ноги, становятся сильнее.

Татьяна Валович: Григорий, во время путешествия вам приходилось сталкиваться с огромным количеством людей, как к вам относились, узнавая, что вы российский путешественник?

Григорий Кубатьян: Люди всегда относятся хорошо, относятся с интересом, благожелательно, и я, на самом деле, горд тем, что я российский путешественник. К россиянам относятся хорошо, особенно в регионах, где я путешествовал, Африка, Азия, страны, где еще помнят помощь со времен СССР, когда оказывали какую-то поддержку, обучали молодежь в наших вузах. Даже независимо от того, какой бы я был национальности, американец, китаец, или кто угодно, все равно отношение местных жителей хорошее.

Татьяна Валович: То есть, вам не приходилось сталкиваться с непониманием?

Григорий Кубатьян: Непонимание тоже случается, но непонимание - оно проходит мимо. Человек непонимающий просто останется в стороне, не будет у меня с ним контакта, а ко мне, в основном, подходят и завязываются контакты с людьми, которые мной интересуются. Поэтому, так или иначе, я оказываюсь в кругу людей, которые хорошо расположены ко мне, удивляются мне.

Татьяна Валович: Григорий, вы путешествовали по странам, которые отличаются от России, и по образу жизни, и по религии, и даже кухня этих стран резко отличается от привычной русскому человеку пище. Насколько сложно бывает интегрироваться в те условия, в которые вы попадаете?

Григорий Кубатьян: Во всех странах, где я бываю, я стараюсь интегрироваться в местную жизнь, становится частичкой этой местной жизни. Если я ем местную еду, я не думаю о том, что хорошо бы есть сейчас еду европейскую, хорошо бы мне бутерброд с сыром. Нет, я ем то, что мне дают, какие-нибудь супы, каких-нибудь жуков жареных, и чувствую себя местным жителем. Я стараюсь общаться, как они, стараюсь соответствовать их традициям, стараюсь понять их и сам подстроиться под это общество, чтобы понять больше о нем. И построившись, уже став частичкой этого общества, я чувствую, что да, я понимаю эту жизнь, она мне нравится, мне не кажется, что я тут инородное тело, наоборот, я тут свой, и меня тоже люди так воспринимают.

Татьяна Валович: А как вы общаетесь с местным населением? Вам, наверное, приходилось бывать в таких селениях, где английского не знают, или язык жестов выручает в любой ситуации?

Григорий Кубатьян: Самое главное - это желание понять человека, желание общаться с ним. Просто интерес к человеку - если он есть, тогда, даже не зная языков, можно общаться на любые темы. А вообще, конечно, желательно языки изучать, и я стараюсь там, где не говорят по-английски или по-русски, изучать местные языки, в том объеме, насколько мне это удается, чтобы можно было общаться с местным населением, но еще раз скажу, что все языковые барьеры только в голове, на самом деле, их не существует, и простого желания понять человека достаточно, чтобы с ним общаться.

Татьяна Валович: Григорий, теперь давайте поговорим о той экспедиции, которая должна стартовать 1 июня, почему гуманитарно-образовательный проект, в рамках которого вы и планируете совершить кругосветную экспедицию, называется "Неизвестный мир"?

Григорий Кубатьян: Тот мир, который мы знаем, который считаем, что он именно такой, какой он есть, на самом деле, он гораздо более сложен, многогранен, интересен, и, на самом деле, знаем мы о нем мало. Поэтому я считаю, что он неизвестный, и его следует познавать, изучать, исследовать, чем я и занимаюсь.

Татьяна Валович: В "целях экспедиции" у вас написано, что теперь это не просто путешествие ради путешествия, но и организация фотовыставок и лекций для детей и молодежи разных стран. Что же это будет за проект, и, насколько я понимаю, теперь вы будете путешествовать не один?

Григорий Кубатьян: Да, в этот раз я путешествую вдвоем с товарищем, его зовут Юрий Болотов ,он бывший моряк, тоже много путешествовал по разным странам, и мы вдвоем собираемся проделать этот маршрут, не только автостопом, а, может быть, частично пешком, частично на велосипедах, местным транспортом, на лошадях, как получится. То есть, у нас нет привязок к определенному виду транспорта, а наша основная цель - посещать различные школы, университеты, и, выступая там перед молодежью, рассказывать им о России, рассказывать о мире, о тех странах, где мы бываем, о том удивительном, что нам встретилось, и пропагандировать идеи мира, добрососедских отношений. Самое главное нам всем, чтобы жить в мире, чтобы не было войн, чтобы не было националистических настроений, и, независимо от цвета кожи, мы все братья. Я так к этому отношусь, и буду стараться эту мысль до всех донести.

Татьяна Валович: А на какой период эта экспедиция рассчитана?

Григорий Кубатьян: Мы планируем уложиться в два года. То есть, в течение двух лет мы обойдем весь мир кругом.

Татьяна Валович: Чтобы побывать в различных странах, необходимы визы, насколько с пониманием относятся консульства той или иной страны, когда вы обращаетесь за визами и целью пребывания в стране указывает путешествие, да еще и проведение лекций для молодежи?

Григорий Кубатьян: В целом, визы получить не так уж сложно, правда, консульства стран богатых, таких, как, например, Австралия, Канада, США, могут относиться с подозрением, но достаточно все документы правильно оформить, и все будет хорошо. А лучше всего относятся консульства бедных стран, там более демократичный подход - нет очередей в консульствах, никто не стремится побывать в таких странах, как Иран, Пакистан, и прочее там можно пообщаться с консулом чуть ли не на равных, просто по-человечески рассказать ему, и не думать о том, как бы не сказать чего-то личного.

Татьяна Валович: А вот не возникало в момент посещения той или иной страны каких-то экстремальных ситуаций, когда необходима помощь российского консульства?

Григорий Кубатьян: В консульство, конечно, периодически я обращался, иногда помогают они, иногда нет, по-разному. Я думаю, что это просто зависит от того, что за люди там работают. То есть, теоретически консульства должны помогать всем россиянам, но, с другой стороны, они и не обязаны. Вроде, как должны, но не обязаны. Поэтому это зависит исключительно от того, что за люди там работают.

Татьяна Валович: Среди стран, которые вы намерены посетить за предстоящие два года, находится и Китай. Сейчас, когда ни один выпуск новостей не обходится без информации о распространении нового вируса, который как раз пришел к нам из Китая, вы не боитесь заразиться атипичной пневмонией?

Григорий Кубатьян: На самом деле, в свое время я уже умудрился переболеть болезнями, опаснее, чем атипичная пневмония. С другой стороны, до Китая мы доедем еще нескоро, как минимум, через год, к тому времени либо ситуация успокоится, найдут какое-то лекарство от нее, либо, если станет все плохо, мы Китай просто объедем.

Татьяна Валович: А ведь прежде, чем попасть в зарубежные страны, особенно если это восточное направление, вам нужно пройти почти всю Россию. не приходилось ли вам сравнивать невольно отношение к вам россиян и людей, скажем, в Монголии, Китае, как вас встречают?

Григорий Кубатьян: Встречают очень хорошо. Причем чем беднее страна, тем лучше, как правило, встречают, не знаю, с чем это связано, но это так.

Татьяна Валович: А россияне как относятся?

Григорий Кубатьян: Россияне хорошо тоже относятся, хотя россияне скорее более скептически, потому что для них неочевидно, что я великий путешественник, а, попав в совершенно другую страну, где местные жители отличаются от меня, а я отличаюсь от них, все сразу видят, что я какой-то интересный человек, поэтому относятся с заинтересованностью.

Татьяна Валович: Я знаю, что друзья за глаза вас называют Миклухо-Маклаем - есть ли у вас свой кумир среди известных путешественников?

Григорий Кубатьян: Да нет кумира. Есть лишь стремление к самосовершенствованию, хочется достигнуть какого-то идеального самого себя. Где-то впереди есть идеальный я, к которому мне нужно стремиться, и до которого пока мне далеко, это и есть мой кумир.

Татьяна Валович: Вот как раз о стремлении – задумываетесь ли вы о будущем, о том, чем бы хотели заняться в своей жизни, кроме путешествий, куда применить те знания, которые вы уже получили в путешествиях?

Григорий Кубатьян: Уже очень хочется их применять, те знания, которые у меня появились. Уже хочется ими делиться. Мне очень нравится выступать перед публикой, рассказывая о своих поездках и тех странах, где я был, и со временем я надеюсь найти достойную работу, которая позволит мне использовать те знания о мире, которые я собрал, я надеюсь, что это, может, будет консультационная работа, работа в правительстве, все-таки у меня образование, специальность - государственно-муниципальное управление, закончил Инженерно-экономическую академию, и очень хочется со временем работать по специальности.

XS
SM
MD
LG