Ссылки для упрощенного доступа

Алексей Ковалев


Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Ольга Писпанен: Сегодня в российской национальной библиотеке состоится "Круглый стол", посвященный проблеме сохранения Российского государственного исторического архива и Всероссийского института растениеводства имени Вавилова. Сегодня у нас в студии в гостях Ковалев Алексей Анатольевич, заместитель председателя постоянной комиссии по образованию, науке и культуре Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Алексей Анатольевич, в Петербурге уже давно кипят нешуточные страсти по поводу выселения Российского государственного исторического архива и Института растениеводства имени Вавилова, причем общественность пытается привлечь внимание к этой проблеме. Алексей Анатольевич, какие шаги вы предпринимаете сейчас, на данный момент?

Алексей Ковалев: Во-первых, надо вообще сказать о ситуации, которая там сложилась. В декабре вышло распоряжение председателя правительства России Касьянова, что здания, которые занимают архив и ВИР, передаются в ведение, как там написано, управления делами президента России. Что это означает? Никаких вообще попыток заранее подготовить какие-то здания для переезда этих учреждений, соответствующие условия объяснения коллективу этого не было, и в здании появляется новый хозяин. Он немедленно должен получить его в ведение, согласно этому распоряжению. Он, естественно, будет выпихивать эти учреждения, и уже архиву несколько раз предлагали временные какие то места для хранения 6,5 миллионов папок различных дел, которые должны дважды переехать, сначала во временное хранение, потом в какое-то, неизвестно еще куда, на постоянное хранение. При этом, как и сокровища ВИРа,так и сокровища архива - всемирное достояние, потому что ВИР хранит крупнейший генетический банк данных по растениям, 25 процентов видов этих уже исчезли с лица земли, а это засухоустойчивые, морозоустойчивые, радиационно-устойчивые виды, которые позволят сегодня улучшить положение с продовольствием на планете, и поэтому Всемирная организация по продовольствию при ООН -ФАО - считает это самой большой ценностью мира - этот генетический банк.

Ольга Писпанен: То есть, при переезде какой-то процент вот этих ценностей, хранящихся сейчас в тех зданиях, может просто погибнуть?

Алексей Ковалев: Конечно, любой переезд - он теоретически даже должен привести к гибели какой-то части коллекции, но самое-то главное: никто не рассчитывал все параметры переезда, и вообще вопрос о строительстве новых зданий, новых хранилищ возник только после того, как это распоряжение Касьянова было подписано. То есть решение вопроса идет по принципу телега впереди лошади. И речь идет сегодня о том, чтобы отменить это самое распоряжение Касьянова. Если уж кому то неймется эти здания занять, в общем-то говоря, можно все цивилизованно решить, тем более в архиве там требуется ремонт здания Сената и Синода, это очевидно. Там нужно и пожарную сигнализацию проводить, и такой поддерживающий ремонт интерьеров делать, и так далее. Но можно же было сначала определить, за счет чего финансируется новое строительство, определить параметры нового строительства, время, когда оно должно закончиться, и только после окончания нового строительства начинается этап переезда, затем уже передается здание с баланса на баланс.

Ольга Писпанен: Но, насколько я понимаю, еще даже нет проекта этого строительства?

Алексей Ковалев: Конечно, нет. Но указ: четко выехать, но куда выехать, зачем выехать, и почему, главное. Я скажу почему. Вот эти нелогичные, казалось бы, действия правительства, не согласованные, кстати с Росархивом, кстати говоря, когда принималось распоряжение Касьянова, то пользователи зданий, это Российская сельскохозяйственная академия и Комитет по архивам России отказались визировать это распоряжение, и несмотря на это все равно было это сделано. Почему, как вы думаете? Я считаю, что совершенно правы те, кто говорит, что здесь стоят, прежде всего, коммерческие интересы.

Ольга Писпанен: То есть, хотят эти здания, очень лакомые кусочки в центре города, прибрать, как гостиничные, или?

Алексей Ковалев: Господин Кожин уже пытался захватить несколько зданий в Москве, в центре Москвы, где-то ему удалось, где-то – нет. На Красной площади не удалось, там рядом с ГУМом большое здание - строительство гостиницы для очень важных персон. Сегодня есть проект строительства в помещении, которое занимает сегодня архив в здании Сената и Синода, гостиницы на сто таких огромных номеров.

Ольга Писпанен: Но ведь изначально здания были построены для архива?

Алексей Ковалев: Совершенно верно. Здания строились для архива и государственных учреждений Сената и Синода, и здесь с 1836-го года, по-моему, хранятся фактически все дела центральных органов Российской Империи, 6,5 миллионов дел. Архив не комплектуется уже давно, потому что он представляет законченное собрание всех этих дел за XVIII-XIX, начало ХХ века, и замечательный подарок Санкт-Петербургу к 300-летию - взять и разорить такое всемирно значимое место.

Ольга Писпанен: Вот я знаю, что уже были написаны несколько писем ученой общественностью города, и президенту, и в Совет Федерации, и в Госдуму, была проведена акция на Исаакиевской площади в конце апреля – вот эти шаги к чему-то привели?

Алексей Ковалев: Во-первых, писем написано уже, наверное, сотни, включая письма нобелевских лауреатов, международных организаций, естественно, наша научная общественность, скажем, "Пушкинский дом" собрал сотню подписей всех сотрудников своих, сами понимаете, учреждение очень авторитетное. Институт истории РАН категорически выступил против этих планов, но, скажем так, воз и ныне там. Никаких ответов от президента Российской Федерации, от его представителей мы не получили, более того, есть ответы на запросы депутатов Госдумы из Мингосимущества, что Мингосимущество вообще-то против, но без всякого согласия с Мингосимуществом это делается, инициатором этого было Управление делами президента, и вот типа, с этим Управлением делами президента и разбирайтесь.

Ольга Писпанен: Пытались?

Алексей Ковалев: Ну, с ним не разобраться никак, потому что господин Кожин вообще не слушает никаких аргументов, он твердит только одно, причем под запись, и в прямом эфире он говорит, что вопрос решен, вопрос обсуждению не подлежит, это слова Кожина, я сам это слышал два раза минимум, и это государственный вопрос, и если люди, которые работают на службе у государства, хотят выступать против государства, то есть, государство для него это я лично, Кожин, если против государства - пусть они судятся, нам все равно, все равно они не победят. И Сельскохозяйственная академия подала в арбитражный суд иск по поводу отмены вот этого распоряжения Касьянова. Этот иск сегодня рассматривается в Арбитражном суде, и шансы у Россельхозакадемии очень большие, потому что само по себе распоряжение Касьянова написано безграмотно. Что такое "ведение" - у нас есть понятия "оперативное управление", "хозяйственное ведение", но управление делами может взять только в оперативное управление здание. Но как оно может взять в оперативное управление – значит нужно отнять у пользователей нынешних из оперативного управления.

Ольга Писпанен: А как вообще такое распоряжение Касьянова могло быть, если в 1992-м году - существует указ президента РФ о том, что эти здания принадлежат именно архиву?

Алексей Ковалев: И архив, и Россельхозакадемия владеют с полным правом этими зданиями. Потому что вот архив – особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации. О статусе этих объектов имеется указ президента. Не только конкретно про архив, а вообще про все такие объекты, где сказано, что здания этих учреждений находятся в их оперативном управлении. Ясно, что под зданиями подразумеваются те здания, в которых они располагаются. Это логично, что не может быть такого, чтобы архив был приживалкой у доброго дяди. Россельхозакадемия - было постановление верховного совета России сначала. которое передало Россельхозакадемии во владение все эти здания, потом был закон федеральный, который определил статус Российской сельскохозяйственной академии, и там тоже прописано, что сельхозакадемия распоряжается сама зданиями, находящимися в ее ведении. Поэтому правительство вообще не имело права принимать каких-либо решений о распоряжении зданий сельхозакадемии. И вот на это опирается сейчас академия в своем иске к правительству. Но надо сказать, что сегодня распускают такую дезинформацию, что, дескать, посетила Валентина Ивановна Матвиенко ВИР... Вот этот поход Валентины Иванованы показывает, что действия общественности все-таки возымели какой то резонанс. Но очень было бы обидно, если это самое посещение было направлено только на то, чтобы успокоить общественность, потому что я видел уже по телевидению России такой разговор, теперь уже: сельхозакадемия не хочет судиться, все нормально, не волнуйтесь, все там будет, заверения, что никого не выселят – ничего подобного! Во-первых, сельхозакадемия как судилась, так и будет судиться. Во-вторых, единственным залогом нормального решения вопроса будет только отмена распоряжения Касьянова. Это единственный вариант. Более того, сегодня, как только окончится юбилей, архив точно должен будет передать дела, передать здание, это все знают в архиве, и там просто стоят уже можно сказать у порога товарищи из Управления делами президента, которые силой просто-напросто у директора отберут право оперативного управления. Это мы все прекрасно знаем. Потому что есть французская фирма, которая заинтересована в строительстве на паях с администрацией президента этого отеля.

Ольга Писпанен: Это уже точно известно, что именно отель должен строиться?

Алексей Ковалев: Есть проект.

Ольга Писпанен: То есть, есть проект отеля, но нет проекта хранилища?

Алексей Ковалев: Дело в том, что никто нигде официально не сказал, куда пойдут эти здания, под какие цели, что это такое - территориальные органы, органы государственные из Москвы будут переводиться – ничего такого не сказано. Поэтому научная и культурная общественность города, обеспокоенная этой ситуацией, сегодня проводит "Круглый стол". Думаю, что будет создан какой-то комитет, который будет этим дальше заниматься, межотраслевой комитет, скажем так, и будет подготовлен ряд мероприятий. Со следующей недели будет стоять постоянный информационный пост на Исаакиевской площади, в котором будет совершенно конкретное требование об отмене распоряжения Касьянова.

Ольга Писпанен: Насколько постоянный, днем и ночью?

Алексей Ковалев: Минимум месяц, конечно, не днем и ночью, но каждый день, месяц, дальше - посмотрим, что будет делаться.

Ольга Писпанен: Какие-то лозунги, плакаты?

Алексей Ковалев: Конечно, прямо напротив Исаакиевского собора. Лозунги будут включать эти требования, и я очень надеюсь, что Валентина Ивановна Матвиенко поможет все-таки в решении этой проблемы, потому что если ее решать по существу, а не формально, нужно отменить распоряжение Касьянова. Готовьте другое, где все будет прописано, которое будет согласовано с архивной службой и Россельхозакадемией. Нет такой упертости оставаться именно в этом здании – есть ли есть хорошие нормальные условия, почему бы не переехать но речь, идет о том что нормальных условий никто не гарантирует и ситуация очень тревожная.

Ольга Писпанен: Если говорить о переезде, даже не говорим сейчас о печально известном долгострое - "Ленинке", которую тоже обещали очень давно уже построить и перевезти, но специалистами подсчитано, что переезд приведет к закрытию архива минимум лет на 15, то есть, не будут писаться научные труды, не смогут работать студенты, не смогут, в конце концов, эти знания и данные продаваться за рубеж, но и стоить он будет не менее 7 миллионов долларов. Откуда?

Алексей Ковалев: Это только переезд может стоить 7 миллионов, а строительство будет строить еще 150 миллионов, и строительство здания для генного банка будет стоить около 200 миллионов, а не 70 - цифра, которая называлась по телевидению... Резюме: если не будет отменено распоряжение Касьянова, эти организации и учреждения погибнут, и мы лишимся основы национального самосознания, без архива мы не можем идентифицировать себя как народ, без этих ценностей мы лишимся крупнейшего банка генной информации на планете. Поэтому все в городе должны заниматься только этим, я считаю, только отменой распоряжения Касьянова. Когда мы этого добьемся - можем руки опустить, спокойно вздохнуть, и праздник 300-летия, если отмены распоряжения Касьянова не произойдет - это будет день траура для всей нашей культуры, науки и всех жителей города.

XS
SM
MD
LG