Ссылки для упрощенного доступа

Решение Европейского суда по иску Татьяны Сливенко против Латвии


Программу ведет Владимир Бабурин. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Семен Мирский и Михаил Бомбин.

Владимир Бабурин: Европейский суд по правам человека в Страсбурге удовлетворил иск россиянки Татьяны Сливенко к латвийским властям и признал ее право на постоянное проживание на территории Латвии. Татьяна Сливенко прожила в этой балтийской стране всю жизнь и была депортирована в Россию. О деле Сливенко в Европейском суде - корреспондент Радио Свобода во Франции Семен Мирский:

Семен Мирский: Николай Сливенко, муж Татьяны и отец Карины, кадровый офицер советской, а позднее российской армии, чей гарнизон был дислоцирован на территории Латвии, демобилизовался в чине подполковника в 1994-м году. Напомню, что 30 апреля 1994-го года был подписан российско-латвийский договор, согласно которому Россия обязалась вывести с территории Латвии все свои войска вместе с семьями военнослужащих. Латвийская сторона утверждает, что подполковник Николай Сливенко продолжал оставаться офицером российской армии и после даты подписания договора, демобилизовавшись лишь 5 июня 1994-го года, откуда и следует, что он, равно, как и члены его семьи, должны были покинуть территорию Латвии. Такова в двух словах правовая база ответчика в Европейском суде по правам человека, то есть, правительства Латвии.

У семьи Сливенко была, разумеется, своя позиция основывающаяся на ряде положений Европейской конвенции по правам человека, в частности, на статье третьей, запрещающей унижение человеческого достоинства, и статье восьмой - уважение прав семьи и семейной жизни. Истец сослался также на запрет коллективного изгнания иностранных граждан с национальной территории.

Дело Сливенко не первое в своем роде. Но отличает его от других подобных то, что 23 апреля 2001-го года, то есть спустя более двух лет после возбуждения дела в Европейском суде в Страсбурге, Российская Федерация заявила, что желает выступить в этом деле в качестве стороны. Таким образом, иск превратился из двухстороннего в трехсторонний. Речь шла уже непросто об иске семьи Сливенко против Латвийской Республики, а об иске семьи Сливенко и Российской Федерации против Республики Латвия. Вот почему в списке заслушанных сторон значились также имена председателя Российской Федерации в Европейском суде по правам человека Павла Лаптева и двух советников - Сергея Волковского и Сергея Кулика. Ровно за неделю до вынесения вердикта Страсбургского суда президент России Владимир Путин на встрече с приехавшими в Москву учениками русской гимназии имени Ломоносова в Риге сделал заявление, имеющее самое прямое отношение к этому делу, отражающее его политическое измерение. Вот что сказал российский президент 2 октября в Москве, не назвав, разумеется, в данном контексте дело семьи Сливенко, вот цитата из выступления Владимира Путина: " В Латвии те, кто говорят по-русски, должны пользоваться международными правами и бороться за эти права, но при этом без экстремальных форм".

Владимир Бабурин: Подробнее об истории дела семьи Сливенко рассказывает наш корреспондент в Риге Михаил Бомбин:

Михаил Бомбин: Татьяна Сливенко и ее дочь Карина в 1999-м году были выдворены из Латвии. По мнению латвийских властей, семья Сливенко должна была покинуть Латвию еще в 1994-м году, согласно договору о выводе российских войск, поскольку муж Татьяны Николай был военнослужащим российской армии. По мнению же проживающей в настоящий момент в Курске и получившей российское гражданство Татьяны Сливенко, она имела все права на пребывание в Латвии, поскольку там родилась и была единственным опекуном своих больных родителей. Пройдя все инстанции, Сливенко обратились в международный суд в Страсбурге. Европейский суд принял дело к рассмотрению. Активное участие в деле семьи Сливенко принимала сопредседатель латвийского Комитета по правам человека Татьяна Жданок:

Татьяна Жданок: Татьяна Сливенко обратилась ко мне, когда она уже проиграла Верховный суд, причем, с моей точки зрения, это было несправедливо. Согласно латвийским законам, если человек здесь, в данном случае женщина, живущая здесь, вышла замуж за военнослужащего, даже если этот военнослужащий подлежал договору между Латвией и Россией о выводе войск, она имела право здесь остаться. Однако, суд решил иначе, несмотря на то, что у Татьяны престарелые родители, и в дальнейшем вся эта история, конечно, нарушает право человека на семейную жизнь, поскольку Татьяна получила распоряжение о выдворении, в котором пятилетний запрет на возвращение в Латвию. Тем самым родители остались без опеки, фактически без возможности видеть свою дочь, потому что сами выехать в Россию, где сейчас проживают Татьяна и ее супруг, они не могут. В процессе этого выдворения были допущены также нарушения Европейской конвенции о недопущении негуманного отношения. Девочку. дочку. она в то время была несовершеннолетней. прямо с места работы забрали. задержали и поместили в пункт содержания нелегалов. Сейчас, кстати, после многократных обращений правозащитников это место закрыто, потому что там совершенно неприемлемые условия, хуже, чем в тюрьме, это бывший вытрезвитель, люди содержались в душных камерах, без возможности прогулок. Там девочка была более суток. После вмешательства правозащитников ее все-таки выпустили, и это еще одно нарушение, которое, я надеюсь, Европейский суд зафиксирует.

Михаил Бомбин: В свою очередь, как отметила представитель Латвии в международных правозащитных организациях Кристине Малиновска, 99 процентов латвийского законодательства вполне соответствует Конвенции по правам человека, а что касается помещения несовершеннолетней Карины в лагерь для нелегальных иммигрантов, то это, по словам чиновницы, произошло потому, что не было выполнено очередное решение суда о выдворении Светланы Сливенко из Латвии. По поводу же требуемой Светланой Слвиенко денежной компенсации в 400 тысяч евро Кристине Малиновска заверила, что если суд присудит, то Латвия обязательно выплатит.

XS
SM
MD
LG