Ссылки для упрощенного доступа

Инициируя "шпионские дела" против российских ученых, ФСБ делает невозможным существование науки - заявляют правозащитники


Кристина Горелик, Москва: За последние несколько лет возросло число так называемых "шпионских дел" - констатируют правозащитники. В центре внимания ФСБ - журналисты, дипломаты, предприниматели, экологи, а также российские ученые, Данилов, Сутягин, Щуров, Хворостов и другие. Владимир Щуров - третий ученый во Владивостоке, до него были Акуличев и Сойфер, которого обвинили в разглашении государственной тайны. УФСБ по Приморскому краю предпринимает совершенно недопустимые в демократическом государстве шаги по подавлению ученых и научного сотрудничества с зарубежными коллегами - об этом в письме директор ФСБ России Николаю Патрушеву заявили академики Российской Академии Наук Бреховских, Гинзбург и Рыжов. Ранее созданная по распоряжению президиума академии специальная комиссия из ведущих специалистов в области гидроакустики рассмотрела материалы, на основании которых был обвинен Владимир Щуров, и пришла к однозначному выводу о том, что в этих материалах нет признаков секретности. "Это не уголовная, а научная проблема, которая, на наш взгляд, давно решена и содержит лишь сведения, которые сегодня известны студентам", - пишут в письме Николаю Патрушеву российские ученые.

Анализируя материалы обвиняемого в государственной измене физика Валентина Данилова, российские ученые и их зарубежные коллеги из Американского физического общества пришли к похожим выводам: стенд, предложенный Даниловым китайской фирме, с научной точки зрения практически бесполезен. Он предложил то, что согласовал с руководством, и только то, что, как все физики его окружения считают и публично настаивают на этом, было рассекречено 10 лет назад, и то, что соответствовало, вероятно, предложенной цене - заявляет основатель Московской Хельсинкской группы, сотрудник Корнелльского университета, физик-ядерщик Юрий Орлов. При сегодняшнем финансировании российской науки получение заказов из-за рубежа - единственный источник существования научных институтов и их сотрудников - заявила председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. При этом договор заключается с институтом и проходит проверку сотрудниками российских спецслужб. Обвинение ученых, которые, по убеждению своих коллег и правозащитников, не имеют отношения к распространению государственной тайны, наносит ущерб государству. Говорит Людмила Алексеева:

Людмила Алексеева: Ведь эти контракты оплачивают не только зарплаты, на зарплаты идет очень маленькая часть этих денег. Это идет на оборудование, прежде всего, чтобы лаборатории работали, то есть, это закрыть - все надо уходить из института, а институт закрывать. ФСБ - это Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Отчего безопасность? Это, по-моему, самая опасная из всех служб государственных, какие у нас есть. Она закрывает возможность сохранения нашей науки.

Кристина Горелик: По мнению Людмилы Алексеевой, политического заказа на возбуждение подобных дел не существует, инициаторы - сотрудники ФСБ, которые, по мнению правозащитницы, лично заинтересованы в существовании таких дел, получая за это повышение по службе или очередное звание.

XS
SM
MD
LG