Ссылки для упрощенного доступа

Игорь Сутягин этапирован в неизвестном направлении


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский

Кирилл Кобрин: Сегодня стало известно, что из следственного изолятора Лефортово в Москве неожиданно для родственников и адвокатов в неизвестном направлении этапирован Игорь Сутягин. ФСБ России, обвинившее ученого в передаче секретных сведений американским спецслужбам, не желает говорить, где сейчас находится Сутягин и кто принял решение о его переводе.

Максим Ярошевский: Сотрудник Института стран США и Канады Игорь Сутягин арестован Федеральной службой безопасности России в октябре 1999 года. Ему предъявили обвинение в государственной измене в форме шпионажа. Спецслужбы посчитали, что ученый с июня 1998 по июль 1999 года собирал и передавал сотрудникам американской военной разведки информацию о новейших российских системах вооружений. Точнее, речь идет о передаче сведений, касающихся систем предупреждения о ракетном нападении, системах связи и вооружений, а также о планах развития вооруженных сил страны, ее бюджете. Адвокаты и сам подсудимый настаивают на том, что никакие секреты не разглашались. Информация о том, что Игорь Сутягин исчез из следственного изолятора ФСБ появилась сегодня утром, о ней Радио Свобода рассказала мать ученого Светлана Сутягина.

Светлана Сутягина: Сегодня наш день передач. В Лефортово два раза в месяц в строго назначенные дни принимаются передачи. Я приехала с передачей, в 15 минут десятого открылось окошко, я подала паспорт, мне сказали: "А Сутягина у нас больше нет". Я говорю: "Как, нет?" - "Вы идите на КПП, там вам скажут". Я пришла на КПП, там два ухмыляющихся молодых "мордоворотика" сказали: "Идите, в окошке вам скажут". Я говорю: "Но меня сюда прислали". - "Ну, значит выясняйте по каналам, с адвокатами, со следователем". В следственном управлении дежурный вроде сказал, что этапирован в пятницу, куда - не известно.

Но дело в том, что сейчас идет работа, подготовка к кассационной жалобе. Где он, что он, я не знаю. Сына моего нет в Лефортово.

Максим Ярошевский: Пропажа подсудимого стала полной неожиданностью как для родственников Игоря Сутягина, так и для его адвокатов. Однако никто не сомневается, что ученого в скором времени найдут. Не сомневается в этом и главный защитник подсудимого Борис Кузнецов.

Борис Кузнецов: Адвокаты изучили протокол судебного заседания и принесли на него замечания. Эти замечания должны будут рассмотрены тем же судьей, который председательствовал в судебном процессе, то есть судья Комарова. Сразу же мы начали подготовку развернутой кассационной жалобы и, я думаю, что в течение недели-полутора эта жалоба будет готова. Готовимся к судебному процессу в Верховном суде. Трудно сказать, я думаю, что мы конечно же его найдем. Маловероятно, чтобы он вообще мог исчезнуть из Лефортово, из следственного изолятора ФСБ. Я думаю, что тут может быть это связано с его заболеванием каким-нибудь, внезапно возникшим. В общем, ищем. Я буду звонить начальнику следственного изолятора и подключу Комитет по правам человека при президенте Российской Федерации. Это комитет Панфилова. Попрошу либо Рошаля Леонида Михайловича, чтобы он помог найти, либо других членов. Найдем Сутягина.

Максим Ярошевский: Говорить сейчас, что же стало причиной внезапного перевода подсудимого из следственного изолятора неизвестно куда и почему ФСБ так тщательно скрывает информацию о местонахождении ученого, сложно. О возможных причинах рассказывает ответственный секретарь Общественного Комитета защиты ученых Эрнест Черный.

Эрнест Черный: Все то, что происходит... Может быть, и нужно было этапировать, предположим, нужно. Но все это ведь просто подлость. Когда пришли и сказали, что человека нет, - ну, скажите, где он находится. Его перевели в "Матросскую тишину" - скажите, в "Матросскую тишину". Его отправили в Новосибирск, - скажите, в Новосибирск. Ничего другого от них не требовали. Просили элементарной, простой открытой информации. Все тайны давно закончились вместе с этим грустным судебным процессом и приговором. Они даже на эти элементарные вопросы отвечать не хотят. Я попытался дозвониться до приемной ФСБ, затем до Центра общественных связей ФСБ, затем я дозвонился до следственного управления ФСБ. Я могу вам передать, что сказали в следственном управлении ФСБ. "Теперь мы с ним не работаем, вроде как суд закончился и поэтому он этапирован, он не наш теперь уже. Если вы хотите что-то узнать, звоните в прокуратуру, в суд или в Минюст". Кому звонить в прокуратуре, кому звонить в суде? Судье вообще непонятно, судья находится в отпуске. Значит, судья принимать решение о переводе его из одного места в другое не могла. Значит, это принято помимо судьи, которая вела, законно вела его дело. Вопрос заключается в том, для чего это все сделано. Для того, чтобы не дать ему работать дальше над кассационной жалобой? Ну, вот это единственное, наверное, разумное объяснение. Адвокаты, с которыми я сегодня связался, были страшно удивлены. Никакой другой информации нет, он просто пропал. Они знают, что он пропал. То есть они приложили руку к тому, чтобы он из одного места пропал, а в каком-то новом месте пока не появился. В каком, непонятно.

Максим Ярошевский: Добиться ответа на вопрос, где же находится подсудимый Игорь Сутягин, нет никакой возможности. В ФСБ предлагают задать этот вопрос суду, к Главному управлению исполнения наказаний или Министерство юстиции, в этих органах, в свою очередь, советуют разговаривать с Федеральной службой безопасности. Пока же остается рассчитывать на энергию родственников и настойчивость адвокатов российского ученого, а они не сомневаются, что Игорь Сутягин найдется, хотя сколько для этого понадобится времени, не известно.

XS
SM
MD
LG